ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ГЛАВЕ 5

1. В чем смысл и назначение воспитательного воздействия? Как может помочь педагогу-практику знание классификации воспитательных воздействий, сделанной И. П. Ивановым?

· Как перечисленные приемы воспитательного воздействия могут стимулировать развитие позитивных качеств личности воспитанника и устранение негативных?

2. В книге И. А. Колесниковой и Е. В. Титовой подчеркивается, что «субъектом педагогической деятельности можно считать только ее профессионального носителя». В какой мере это утверждение соответствует (или не соответствует?) тезису о том, что в педагогическом процессе допустимы только субъект – субъектные отношения и что воспитанник является субъектом своего воспитания. Напомним, что в статье И. А. Зимней есть весьма убедительная фраза: «…с позиции того, на кого оказывается воздействие, может быть выделена активность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии». Попробуйте разобраться в данной коллизии, обратите особое внимание на понятийно-терми-нологический аппарат…

3. Часто спорят: следует ли учителю любить детей, всех детей… Или достаточно уважать всех детей, а любить только избранных – тех, кто вызывает чувство любви? Приведем в этой связи три высказывания:

1) Педагог-новатор Евгений Ильин считает, что «искусство воспитания начинается с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ученика таким, каков он есть»;

Способны ли вы с любовью отнестись к ЛЮБОМУ ребенку, только потому уже, что он ребенок?...

2) Французский писатель Люк де Клапье Вовенарг (1715–1747) утверждал: «Лишь мелкие люди вечно взвешивают, что следует уважать, а что – любить. Человек истинно большой души, не задумываясь, любит все, что достойно уважения».

А дальше, что? Попробуйте продолжить мысль Вовенарга… Всё ли достойно уважения? И все ли тогда могут претендовать на любовь?

3) Великий, бесконечно добрый и во многом наивный И. Г. Песталоцци писал: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».

А что вы на это скажете?..