Нужны ли изменения в теории и практике воспитания?
Наиболее ощутимые изменения, которые происходили в массовой практике воспитания, были связаны с широким распространением методики коллективных творческих дел. Они совершались на основе наработанного педагогикой задолго до перестройки нашего государства, то есть в иной социальной ситуации.
Сегодня отмечается резкая дифференциация школ по решению проблем воспитания детей. Условно можно выделить две группы: образовательные учреждения, в которых удаётся эффективно решать воспитательные проблемы, и учреждения, относящиеся к массовой практике воспитания.
Для первой группы учреждений характерны следующие тенденции:
– развитие «самости» ребёнка различного возраста;
– поиск форм адаптации школьников к современной жизни общества в процессе их обучения решению возникающих в социуме проблем;
– создание и развитие гуманистических воспитательных систем;
– создание воспитательного пространства при активной (нередко главенствующей) роли в этом процессе педагогических коллективов образовательных учреждений различных типов;
– культура (мировая, национальная) как содержание воспитания;
– интеграция общего и дополнительного образования;
– использование новых информационных технологий в решении воспитательных проблем;
– формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся;
– создание общностей детей, детей и взрослых различного масштаба и характера;
– создание детских, юношеских, родительских и других общественных организаций, объединений;
– изменение профессионального мышления педагога и содержания его деятельности.
Тенденции массовой практики воспитания в школе не всегда можно оценить однозначно. Для неё характерно:
– использование коллективной творческой деятельности;
– стремление к формотворчеству;
– преобладание количественных оценок в определении эффективности воспитания, что нередко инициируется органами управления образованием;
– выбор содержания, форм, методов и средств воспитания, неадекватных новым условиям взросления подрастающего человека;
– противоречие между заявленной целью воспитания – личностное развитие ребёнка – и методами и средствами её реализации;
– отсутствие соотнесения между целью, задачами и результатами воспитания;
– слабая педагогическая рефлексия воспитания;
– проникновение психотерапевтических, религиозных практик;
– возрастание роли детских и молодёжных общественных движений, организаций, объединений;
– приверженность различным системам ценностей в среде школьников и в среде педагогов.