Предрассудки, связанные с восприятием учащихся
Игнорирование самоценности детства. Отношение к детям как к будущим, несформированным взрослым, у которых одна цель – вырасти и подготовиться к взрослой жизни.
Возникновение данного предрассудка в определенной степени обусловлено архетипами. Известный историк A. JI. Гуревич пишет, что средневековая цивилизация была цивилизацией взрослых. На ребенка смотрели как на маленького взрослого, специфика детства не осознавалась. Даже пропорции на картинах, изображавших детей, были, как у взрослых. Данный архетип проявляется и сейчас. Ребенок рассматривается как недоразвитый взрослый – не такой умный, не такой ответственный. В лучшем случае – странный, чудаковатый взрослый. При восприятии детей учитель соотносит их с собой. Поэтому многое в поведении и мыслях детей кажется ему смешным. Особенности детства воспринимаются учителем как отклонение от нормы, недостаток. Ребенок кажется смешным и нелепым, хотя, в сущности, он просто другой.
Считается, что задача учителя – максимально подготовить детей к взрослой жизни. Рациональные подпорки данного педагогического предрассудка: «Детство – важный период, когда все в человеке закладывается. Если ребенок будет правильно развиваться, вырастет хорошим, счастливым человеком».
Подсознательно у всех нас существует представление, что единственный смысл жизни ребенка состоит в том, чтобы вырасти. Но ребенок – это не только будущий взрослый, но и нечто самоценное. Существует множество примеров, свидетельствующих, что, когда ребенок рано взрослеет и не успевает «наиграться» в детстве, не проживает полноценно этот период, то потом он компенсирует его во взрослой жизни.
Каким образом возможно преодоление данного стереотипа? Прежде всего – осознать самоценность детства и не ставить его единственной задачей подготовку к взрослой жизни. Больше обращать внимания на особенности ребенка и воспринимать их не как отклонения, а как особенности, которые необходимо изучать и принимать во внимание учителю.
Детское общество – не вполне удачный слепок с общества взрослых. Данный предрассудок заключается в том, что учитель не воспринимает детское сообщество как инокультурный феномен и не пытается понять его особенности, а навязывает свою культуру. Зачастую учителю легко вещать для детей, но трудно попадать в ментальность детского сознания, поддерживать обычный разговор.
Каким образом возможно преодоление данного стереотипа? Прежде всего, изучение особенностей детского коллектива. Опытный педагог никогда не позволит себе отставать от стремительно меняющегося детского жаргона, он наблюдает, какие появляются и исчезают словечки, выражения, гримасы. Учителю необходимо знать язык тех, с кем он общается, иначе он может оказаться в положении вечно ничего не понимающего.
Детство – счастливое и беззаботное время жизни. Детские проблемы не столь значимы, как взрослые. Если мы попытаемся окунуться в собственное детство и вспомнить свои переживания, то поймем, что жизнь в детстве далеко не всегда казалась нам счастливой и беззаботной. Детям бывает зачастую гораздо сложнее решить свои проблемы, потому что они менее свободны. Взрослые могут поменять работу, развестись с супругом. Но станут ли родители менять квартиру только потому, что их ребенок не прижился во дворе? Дети не имеют даже права на наличие собственного имущества. Родители без особого сожаления могут выбросить коллекцию жуков, которую долгие месяцы собирал их сын, мотивируя это тем, что она занимает много места в квартире.