Религия – Число приверженцев – Районы распространения – Примеры стран

Таблица 1

Данные о религиозном составе населения различных стран[16]:

 

Религия Число верующих (млн. чел.) Главные районы и страны распространения
Христианство, Его исповедует более 1/4 человечества, из них 3/5 — католики, I .3 протестанты, 1/10 — православные. Ныне его приверженцев на Земле более 1 млрд. Страны Европы, Северной и Латинской Америки, Азии, Африки
католицизм Общая численность католиков – около 650 млн. Католицизм исповедуют в Европе романские народы (итальянцы, испанцы, португальцы, французы и др.), а также ирландцы, поляки, австрийцы, чехи, литовцы, часть немцев и западных украинцев. Католицизм — господствующая религия в странах Латинской Америки и на Филиппинах.
Протестантизм Протестантизм исповедуют в Центральной и Северной Европе (большинство немцев, голландцев, англичан, скандинавов), а также в Латвии и Эстонии. Он доминирует в США.
Православие Страны Восточной Европы (Россия, Болгария, Сербия, Украина, Беларусь и др.)
Ислам Общая численность мусульман в настоящее время составляет почти 1 млрд человек Большинство из мусульман проживает в южной половине Азии и в Северной Африке. Первая страна по их численности — Индонезия. В 28 странах ислам — государственная религия: в Египте, Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии, Марокко и др. В Европе он имеет наибольшее распространение на Балканском полуострове и в Германии среди иммигрантов - турок. В России влияние ислама велико в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чечне и в других местах.
Буддизм и ламаизм Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тува)
Иудаизм 15 млн человек Израиль и США
Индуизм Приверженцев этой религии в мире около 800 млн. Индия, Непал, Шри-Ланка
Конфуцианство Китай
Синтоизм Его исповедует около 90 млн человек. Япония
Местные традиционные религии   Страны Африки, Южной Америки, Океании, Китай, Индонезия

 

Из данных таблицы следует, что в зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство во всех трёх его формах. Католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной её частях, протестантизм - в северной, центральной и западной частях, православие - на востоке и юго-востоке.

В Азии распространены все мировые и крупные национальные религии. Это мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке и Йемене) - шиитского толка. Одной из самых крупных мусульманских стран (по числу верующих - около 150 млн.) является Индонезия. В зарубежной Азии распространены: буддизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, а так же христианство, которое получило распространение только в Филиппинах, в Ливане (наряду с исламом) и на Кипре.

В Северной Африке, в некоторых странах, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и части Эфиопии господствует ислам суннитского толка. В ЮАР, среди белого населения, преобладает протестантизм, в Эфиопии - христианство. Во всех остальных странах представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования.

В Северной Америке господствует христианство в двух его формах. Например, в США из 140 млн. верующих 72 млн. протестантов и 52 млн. католиков. В Канаде католиков больше, чем протестантов. В Латинской Америке преобладает католицизм, поэтому на Америку приходится более половины всех католиков мира.

В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.

В последнее время в международных отношениях, политике, экономике, идеологии, культуре всё большую роль начинают играть страны мусульманского мира.

Динамика численности приверженцев разных религий неодинакова. Особенно быстро увеличивается число мусульман и индуистов, ибо в тех странах, где господствуют эти веры, естественный прирост населения очень высок. Растет влияние ислама и в мировой политике. Приложение 1

[17]

католицизм · православие и древневосточные церкви · протестантизм · сунниты · шииты · индуизм · тхеравада · махаяна

4.Веротерпимость в России:

Веротерпимость - признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию. В мире существует множество религий и идей Бог, как мы уже с вами увидели,– от очень простых до сложных как иудаизм, ислам, христианство, но как показывает сравнение исследователями религий, нравственные идеи и принципы, выраженные в заповедях очень близки.

Православие в России составляло народную святыню, и его защита была высшей обязанностью царя перед Богом. Соборное уложение 1649 г., изданное при царе Алексее Михайловиче, содержит положения, направленные на защиту православной веры и неприкосновенности установлений Церкви под угрозой тяжких наказаний для покушающихся на святыни. 1-я глава Уложения, «О богохульниках и о церковных мятежниках», в частности, гласит: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (Российское законодательство Х-XХ веков. М., 1985. Т. 3. С. 85).

Господствующий статус православной Церкви в России не исключал Веротерпимости по отношению к иноверцам. Среди входивших в состав русского государства народов, остававшихся языческими, совершалось миссионерское служение, но принудительные меры для их крещения не применялись. В. проявлялась к исповедовавшему ислам татар. населению, вошедшему в состав Руси в XVI в. Хотя после взятия Казани (1552) на местных татар оказывалось давление с целью побудить их к принятию Крещения, но это не представляло принципиальной религиозной политики правительства.

Выражая дух русского правосознания, царь Петр I Алексеевич писал в указе 1702 г.: «Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому христианину на его ответственность пещись о спасении души своей» (ПСЗ. Т. 4. № 1910). Рус. правительство, однако, использовало поощрительные меры для обращения инородцев: крещеных крепостных отписывали от их некрещеных помещиков; с 1720 г. всем новообращенным предоставлялась 3-летняя льгота от податей и рекрутства. Царь Петр I в 1714 г. легализировал право старообрядцев оставаться вне Греко-российской Церкви с возложением на них при этом двойной подати (ПСЗ. Т. 5. № 2889, 2991). Старообрядчеству, т. о., был придан статус терпимого исповедания, ранее пребывание в расколе рассматривалось правительством как преступление.

return false">ссылка скрыта

Осуществленная императором Петром I в 1721 г. кардинальная реформа церковного управления, учредившая Святейший Правительствующий Синод в качестве высшей административной и судебной инстанции Российской Православной Церкви, обозначила переворот в церковно-государственных отношениях. От симфонии был сделан шаг в сторону системы государственной Церковности. После Петра I правительство России ставило перед собой вполне секулярные цели, а привилегированный статус православной Церкви - ее «господствующее» в сравнении с др. религиозными общинами положение - находило себе основание только в том, что Православие, согласно Основным законам Российской империи, являлось вероисповеданием государя и большинства его подданных. В связи с этим изменением политики государства в синодальную эпоху стали существенно укрепляться начала Веротерпимости.

Ряд актов, направленных на укрепление правового статуса религ. меньшинств, относится к царствованию имп. Екатерины II Великой. 20 авг. 1769 г. вышел именной указ, данный сибир. губернатору Д.И.Чичерину «О воспрещении проповедникам ездить без дозволения к иноверцам и о строении мечетей…» (ПСЗ. Т. 18. № 13336). Этим указом губернатору давалось право выдавать разрешения на строительство мечетей в пределах Сибирской губ. В то же время осуществлялась и миссия среди иноверцев. 20 апр. 1770 г. была дана Высочайшая резолюция на докладе Военной коллегии «О объявлении пленных турок и татар, восприявших Грекороссийскую веру, вольными людьми, оставляя им на произвол избрать род жизни» (ПСЗ. Т. 18. № 13450). Помимо главной льготы резолюция содержала повеление «при крещении же давать каждому за крест из сиротской суммы по 3 рубли» (Там же). Сохранялась и введенная еще при имп. Петре I 3-летняя льгота от податей и рекрутской повинности для новокрещеных.

17 апр. 1905 г. императором св. мч. Николаем II Александровичем был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости», который существенно изменил правовой статус инославных и иноверных исповеданий, что отразилось и на положении православной Церкви. Этим указом были значительно расширены права старообрядческих и сектантских общин, не носивших «изуверского» характера. Почти во всех отношениях, в частности во владении имуществом, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, в праве печатать богослужебные книги, преподавать своим детям «Закон Божий», вести метрические книги, они были уравнены с ранее признанными государством христианскими Церквами.

Значительные перемены в правовом статусе РПЦ и др. религиозных объединений произошли на исходе существования Советского Союза. 1 окт. 1990 г. был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», утвердивший за религиозными общинами права юридического лица. У религиозных организаций появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, участвовать в общественной жизни и пользоваться средствами массовой информации. 25 окт. 1990 г. был принят Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий».

Правовой статус православной Церкви и др. исповеданий в современной России устанавливается в первую очередь рядом положений Основного закона - Конституции Российской Федерации, принятой 12 дек. 1993 г. Косвенным образом роль православной Церкви, без прямого упоминания о ней, затронута в преамбуле, в которой говорится, что «многонациональный народ Российской Федерации» принимает Конституцию, «чтя память предков» и «возрождая суверенную государственность России». Тем самым декларируется преемственность новой России по отношению к той России, в которой православная Церковь пользовалась исключительно высоким статусом.

26 сент. 1997 г. после длительной и острой дискуссии как в парламенте, так и в обществе был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г. В законе 1997 г. в основном повторяются нормы предыдущего закона, но в его преамбуле содержится отсутствовавшее в законе 1990 г. положение, которым признается особая роль православной Церкви, а также некоторых др. вероисповеданий в истории России: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон» (Русская Православная Церковь и право. М., 1999. С. 110-111).

5.Итог урока:

- Что нового и интересного вы сегодня узнали?

- Веротерпимость, или вероуважение мы должны испытывать к людям другой конфессии?.. А, может, любовь к ближнему?