Основные принципы (стандарты) правового государства. Права и свободы человека как основная ценность правового государства

 

Содержание правового государства, его сущность раскрываются в его принципах (стандартах). Под ними понимаются основные идеи, исходные начала его функционирования.

 

Схема 7

 

┌────────────────────────────────────────┐

│Основные принципы (стандарты) правового │

│ государства │

└────────────────────────────────────┬───┘

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Принцип верховенства права ├◄──┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Принцип разделения государственной власти ├◄──┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Взаимная ответственность государства и │ │

│ личности при приоритете в их ├◄──┤

│ взаимоотношениях прав и свобод человека и │ │

│ гражданина │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Легитимность государственной власти ├◄──┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Принцип демократического независимого │ │

│ правосудия и высокого уровня законности ├◄──┤

│ (режим строгой законности) │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Политический и идеологический плюрализм ├◄──┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Гласность, открытость в деятельности │ │

│ государства; свободы средств массовой ├◄──┘

│ информации, отсутствие цензуры │

└───────────────────────────────────────────┘

 

Принцип взаимной ответственности государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина.

Впервые в России в ст. 2 Конституции РФ закреплено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". По сути, Основной закон устанавливает приоритет личности, ее прав и свобод в системе социальных ценностей нынешнего Российского государства и его общества. Статья 19 Конституции РФ закрепила, что государство гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Несмотря на то что Конституция России рассматривает права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности, фактически они никогда не ставятся выше интересов государства. В п. 3 ст. 17 Конституции РФ говорится, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина закрепляется также в п. 2 ст. 23, п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 55 и п. 1 ст. 56 Конституции РФ. В числе прав, которые не могут быть ограничены (п. 3 ст. 56), - право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, вероисповедания, право на предпринимательскую деятельность, гарантия на судебную защиту прав и свобод, презумпция невиновности и т.д.

Таким образом, в современном Российском государстве рассматривают права и свободы в качестве одной из высших ценностей общества (ст. 2 Конституции РФ).

Кроме того, в нашем Основном законе признается естественная природа прав и свобод человека. Это определяет их приоритет по отношению к государственной власти, связанность этой власти правами и свободами человека.

В ст. 18 Конституции РФ основные права человека рассматриваются как непосредственно действующие. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и деятельность органов государства. На их основе могут приниматься индивидуальные решения, в том числе и судами, даже если отсутствуют конкретизирующие нормативные правовые акты или последние противоречат этим правам. Принцип непосредственного действия прав и свобод означает, что эти права реально принадлежат человеку независимо от того, конкретизированы ли они в текущем законодательстве или нет, и он может защитить их всеми способами, не запрещенными законом.

В качестве самостоятельного принципа правового государства следует рассматривать и взаимную ответственность государства и личности. Ответственность государства перед личностью проявляется, прежде всего, в его обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Вред личности причиняется тогда, когда нарушены ее права, свободы и законные интересы. В ст. 53 Основного закона говорится о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц, в чем и состоит основная обязанность государства перед личностью. Так, в ст. 1070 ГК РФ выделена ответственность государства за вред, причиненный неправильными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Ответственность личности перед государством присуща любому государству, а ответственность государства перед личностью - это специфическая черта правового государства.

В условиях правового государства личность и властвующий субъект, как представитель государства, должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Принцип легитимности государственной власти заключается в том, что формирование, полномочия, пределы государственной власти, все ее содержание, создание, компетенция, функционирование государственного механизма, всех составляющих его органов предусматриваются и регламентируются правом, основываются на Конституции РФ и ее законах.

Формирование правового государства в России предполагает укрепление механизмов властвования в рамках права, обеспечение легитимности всех институтов государственной власти, что напрямую связано с повышением их действенности, эффективности.

Принцип политического и идеологического плюрализма предполагает наличие неограниченного количества партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии, при этом допускаются различные идеологии, связанные с определенным мировоззрением. Идеология (от греч. Idea - идея и logos - слово, учение) - система (совокупность) взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражаются основные интересы социальных групп.

В обществе существуют разные группы и классы, и, наряду с общими интересами, каждая социальная группа имеет свои специфические интересы, что и порождает идеологическое и политическое многообразие. Каждый социальный слой, группа создают организации для выражения и защиты своих интересов и с их помощью пытаются воздействовать на государственные органы для принятия ими решений в свою пользу. Политический плюрализм - это определенная форма самоорганизации гражданского общества и средство его воздействия на государство, непременное условие демократии и один из важнейших принципов правового государства (ст. 13 Конституции РФ). Сам же идеологический плюрализм представляет собой многообразие взглядов, идей, в которых выражаются различные интересы социальных групп, движений.

Принцип гласности, открытости в деятельности государства; свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры. Без этого невозможен контроль общества над государством, невозможна демократия. Закрытость деятельности государственного аппарата, наличие цензуры противопоказаны для правового государства (ст. 29 Конституции РФ, законы о печати, о средствах массовой информации).

В п. 4 ст. 29 Конституции РФ говорится: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". При этом ряд законов ограничивает этот принцип понятиями государственной, банковской, служебной, следственной, налоговой тайны и др.

Важное значение в осуществлении права свободно искать и распространять информацию имеют средства массовой информации. Закон "О средствах массовой информации"*(58) РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 в ст. 38 предусматривает: "Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах".

Граждане вправе использовать средства массовой информации не только для получения интересующих их сведений, но и для выражения своего мнения.

Свобода слова - это признак демократического режима, который заинтересован в равном участии всех членов общества в решении государственных и общественных дел. Для тоталитарных режимов характерно предельное сужение свободы слова, а то и полное ее подавление, поскольку такие режимы могут существовать лишь в условиях официально навязываемого единомыслия, преследуя любые проявления убеждений, противоречащих господствующей идеологии.