Виды внимания и их сравнительные характеристики

 

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
  Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет Ведущая роль 2-й сигнальной системы
Послепроизвольное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимает напряжение Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

 

Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не только то, как вызвать внимание к данному уроку, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обосновано связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.

Внешнее и внутреннее внимание. Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому в зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли движения) выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное и моторное.

По тому, находится ли объект во внешнем мире, или им являются ощущения, мысли, переживания личности, выделяют внешнее, или перцептивное, или внутреннее внимание. Различие перцептивного и внутреннего внимания важно в управлении вниманием и позволяет понять некоторые особенности личности. Исследовательское отношение к миру не может быть сформировано без развития перцептивного внимания.

Внутреннее и внешнее внимание тормозят друг друга; трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних явлениях. Нередко человек, задумываясь, закрывает глаза. В состоянии задумчивости, обращенности к прошлому, психическим переживаниям у человека исчезает направленность взгляда, оси глаз расходятся, и восприятие окружающего мира как бы в тумане.

Коллективное, групповое, индивидуальное внимание.

В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индивидуальное внимание.

Коллективное внимание – это сосредоточение всех учеников на одном предмете. В качестве такого предмета чаще всего выступает рассказ учителя и ответы учеников. Наличие целенаправленного коллектива класса помогает сосредоточиться и тем, кто не привык к усилиям по организации внимания.

Групповое внимание – сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе. Групповое внимание приходится организовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверке, обсуждении каких-либо фактов в группах. Для организации внимания необходимо четкое планирование выполнения заданий по этапам, переход на отдельных этапах к коллективному вниманию.

Индивидуальное внимание – сосредоточение внимания человека на своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Для учителя представляет трудность переход от индивидуального внимания к коллективному, так как не все ученики справляются одновременно с заданием, и у многих внимание в начале коллективной работы не переключается. В этом случае следует дать небольшое дополнительное задание учащимся, закончившим свою работу раньше других. Учащимся, не выполнившим задания, посоветовать закончить его позже.

Свойства внимания. Основные методы изучения внимания. Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, рапределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в интервале времени 0,07–0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем 5–7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов. Объем внимания младших школьников очень ограничен. С возрастом он расширяется. Основным условием расширения объема является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

Распределение внимания – свойство с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности. (несколько действий).

Высокий уровень распределения внимания – одно из обязательных условий успешности многих современных видов труда. Важное значение имеет распределение внимания в педагогической деятельности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержанием своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и, в то же время наблюдать за тем, как воспринимают материал учащиеся. Умение распределять внимание в педагогической деятельности в значительной степени определяется профессиональной подготовкой учителя, хорошим знанием преподаваемого предмета, отработанностью плана урока и др.

Возможность распределения внимания зависит от ряда условий. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределить внимание при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности.

Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью, оно может быть развито путем упражнения и накопления соответствующих навыков.

Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация, или интенсивность, внимание.

Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является “помехоустойчивость”, невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонним разражителям.

Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Состояние глубокой концентрации внимания – необходимая предпосылка точного, успешного выполнения деятельности.

Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношений к делу, от сложившихся привычек.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение, которое выражается в колебаниях внимания. Частые колебания внимания в небольшие промежутки времени (1 – 5 сек) не оказывают заметного влияния на его устойчивость при выполнении сложной и интересной деятельности.

Устойчивость внимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток. В устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.

Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Физиологическая картина переключения – торможение существовавшего оптимального очага возбудимости и формирование нового. Это позволяет сделать вывод, что переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов – от быстроты смены возбуждения и торможения. Переключение внимания зависит от характера объектов. Большое значение имеет привычка переключать внимание. Значительно облегчает перенос интерес к предмету и осознание его значения для человека. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности объекта деятельности к лично более значимому.

Развитие внимания. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внимание – это также более низкая форма его развития, чем опосредственное.

Произвольное внимание возникает тогда когда окружающие ребенка люди начинают направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешнего опосредственного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешнее опосредственное внимание постепенно превращается во внутренне опосредственное, и занимает, основное место среди всех его видов.

Внимание в учебном процессе. При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Надо помнить, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Необходимо приучить ребенка, делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает. Важным условием формирования внимания школьника является правильная и четкая организация всего учебного процесса. Внимание учащихся на уроке определяется особенностями его построения, зависит как от содержания изучаемого материала, так и от способов его подачи учителем. Живое, яркое, динамичное и вместе с тем последовательное, логически стройное изложение богатого по содержанию и доступного для усвоения материала – важное условие обеспечения внимательности школьников на уроке. Планомерное воспитание внимания ведется как целенаправленное формирование автоматизированных действий умственного контроля.

Важным условием успешного осуществления учебно-воспитательного процесса является учет и возрастных, и индивидуальных особенностей внимания школьников. В педагогической практике важно учитывать и индивидуальные способности внешнего проявления внимания. По внешним признакам – специфической позе, выражению лица и устремленности взгляда можно определить направленность внимания и степень его сосредоточенности. Если, например, взгляд ученика устремлен на учителя, корпус несколько направлен вперед, лоб слегка сморщен, а губы сжаты, можно предположить, что он внимателен (А.В. Петровский, 1986). Однако внешние показатели могут не соответствовать действительной направленности сосредоточения. При этой кажущейся внимательности ученик может или сознательно, приняв позу внимательного слушателя, заниматься посторонними делами, или непроизвольно сосредоточиваться на собственных мыслях, воспоминаниях. Так называемая кажущаяся невнимательность и может проявляться как в чрезмерной подвижности ученика, так и в пассивности, внешнем безразличии к уроку. Однако в обоих случаях ученик может быть достаточно внимательным и фактически участвовать в работе класса. В этом случае школьник, например, может свободно ответить на вопрос учителя, хотя казалось, что он отвлекался.

Понятие об ощущении и восприятии

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения. Невозможно существование, какой бы то ни было познавательной деятельности. Без ощущений невозможна психологическая активность человека. Постоянное «превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания», осуществляемое в ощущениях, является необходимым условием нормальной работы психики.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистанционную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистанционной рецепции. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная), проприоцепцию (ощущения к мышцам сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды). По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью.

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказался способным вызвать ощущение. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем выше чувствительность, тем меньше величина порога.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Разностная чувствительность относительна. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора.