Анализ конкретных педагогических ситуаций

До сих пор в педвузах существует большой разрыв между тео­ретической и практической психологической подготовкой студентов. Практическая психологическая квалификация будущих учителей остается чрезвычайно слабой. Увеличение объема психологичес­ких курсов само по себе не решает проблемы, его надо подкре­пить новой методикой преподавания и прежде всего активными методами обучения психологии, такими, как деловые игры, ана­лиз конкретных ситуаций, проведение эмпирических исследова­ний и т.п.

Наиболее доступным по целому ряду причин (финансовые возможности, затраты времени, сложность процедуры и т.д.) из перечисленных методов оказался анализ конкретных педагогических ситуаций. Здесь важным представляется вопрос о том, на каком «материале» лучше всего отрабатывать психологическую технику анализа. Конечно, можно использовать материал из газет, художественной литературы и т.д., но наиболее полезным будет материал профессионального характера — такая информация из школьной жизни, которая была бы типичной для школы. Таким требованиям удовлетворяет педагогический факт как единица ана­лиза педагогической деятельности, который наиболее полно пред­ставлен в конкретной педагогической ситуации. Набор конкрет­ных педагогических ситуаций широко представлен в учебных по­собиях, книгах, практикумах, изданных в последнее время. Чита­тель может использовать работы С.М. Родника, Л.Ф. Спирина, А.С. Чернышева и др.