Основные принципы и методика восстановительного лечения при инсульте

Основными принципами восстановительного лечения постинсультных двигательных нарушений являются раннее начало, адекватность, этапность, длительность, комплексность, преемственность и максимальное активное участие больного. Для успешного проведения этого лечения необходимы правильная оценка состояния нарушенной функции у каждого больного, определение возможности ее самостоятельного восстановления, определение степени, характера и давности дефекта и на основе этого выбор адекватных способов устранения данного расстройства.

В дополнение к выше сказанному: принципами физической реабилитации являются: индивидуальная направленность воздействия; строгая дозированность воздействия; обоснованность выбора форм и методов воздействия; целенаправленность, планомерность и регулярность применения выбранного воздействия; постепенность увеличения интенсивности воздействия, основанная на эффективном контроле; преемственность в использовании выбранных форм и методов двигательной активности на разных этапах восстановительного лечения. Проблему восстановления двигательной функции необходимо рассматривать в двух аспектах- нейрофизиологическом (восстановление конструкции движения) и психосоциальном (восстановление самообслуживания, приспособление к дефекту, когда восстановление не возможно). Оба аспекта основываются на тщательной мультидисциплинарной диагностике, очень важны для больного и требуют специфичных методов воздействия. Так важная роль придается изменению поведенческой стратегии больных, что позволяет даже при сохранности двигательного дефекта достигнуть лучшей адаптации.

В настоящее время не вызывает сомнений то, что реабилитация больных с инсультом потенциально эффективна, причем ни возраст больных, ни наличие сопутствующих инсульту неврологических и соматических заболеваний, ни значительная выраженность постинсультного дефекта, не являются признаками, абсолютно исключающими эффективность реабилитационных мероприятий.

Противопоказаниями к назначению лечебной физкультуры больным в остром периоде мозгового инсульта являются: гипертермия; ишемические изменения на ЭКГ; недостаточность кровообращения, значительный стеноз аорты; острое системное заболевание; неконтролируемая аритмия желудочков или предсердий, неконтролируемая синусовая тахикардия выше 120 уд. в мин.; атриовентрикулярная блокада 3 степени; тромбоэмболический синдром; острый тромбофлебит; некомпенсированный сахарный диабет; дефекты опорно-двигательного аппарата, затрудняющие занятия физическими упражнениями.

Факторами риска при использовании лечебной физкультуры у больных в остром периоде мозгового инсульта являются: развитие гипертонической или гипотонической реакции на восстановительные мероприятия, что может сопровождаться снижением мозгового или кардиального кровотока; появление одышки; усиление психомоторного возбуждения; угнетение активности; усиление болевых ощущений в области позвоночника и суставов у пожилых пациентов на фоне возрастных изменений опорно-двигательного аппарата.

Применение ЛФК у больных церебральным инсультом предусматривает следующие формы (таблица №2.1).

Формы ЛФК

Таблица 2.1

АКТИВНЫЕ ПАССИВНАЯ
I. Лечебная гимнастика II. Трудотерапия (Эрготерапия) III. Механотерапия IV. Лечение с помощью ходьбы (террентерапия) V. Специализированные методические системы VI. ЛФК с БОС VII.Высокотехнологичные компьютерные технологии VIII. Другие методические приемы I. Массаж II. Пассивные движения III. Роботизированная механотерапия IV. Мануальные манипуляции V.Лечение положением (постуральная терапия) VI.Высокотехнологичные компьютерные технологии

 

Виды активной и пассивной лечебной физкультуры, используемые в острый период церебрального инсульта, представлены в следующих таблицах (№ 2.2 и 2.3)

Таблица 2.2

ВИДЫ АКТИВНОЙ ЛФК

Лечебная гимнастика Дыхательная Общеукрепляющая Специальная Рефлекторная Аналитическая Корригирующая Психо-мышечная Гидрокинезотерапия
Механотерапия Аппараты простейшие, блоковые, маятниковые, с электроприводом, с механоприводом
Эрготерапия Коррекция активности и участия пациента в повседневной привычной деятельности, активное взаимодействие с факторами окружающей среды
Лечение с помощью ходьбы Дозированная ходьба, терренкур, ходьба с препятствиями, дозированные прогулки
Специализированные методические системы Klapp, Kabat, Bobath, Woitta, ,PNF, Brunnstrоm, Баланс, Фельденкрайса, йога, суспензионная терапия, пулитерапия и др.
ЛФК с БОС С использованием данных ЭМГ, ЭЭГ, стабилографии, спирографии, динамомтрии, кинематографии
Высокотехнологичные компьютерные технологии Компьютерные комплексы виртуальной реальности, биоробототехника
Другие методические приемы «неиспользование» интактной стороны, эффект «кривых» зеркал и др.

 

Таблица 2.3

ВИДЫ ПАССИВНОЙ ЛФК

Массаж   Лечебный Классический (элементы поглаживания, вибрации) Рефлекторный Сегментарный Механический Вибрационный Пневмомассаж Гидромассаж
Механотерапия   Роботизированная механотерапия, экстензионная терапия
Мануальные манипуляции Вертебротерапия Суставные манипуляции
Лечение положением (постуральная терапия)   С использование валиков и подушек, с использованием аппаратов
Пассивные движения Инструктор, врач
Высокотехнологичные компьютерные технологии Компьютерные комплексы виртуальной реальности, биоробототехника

 

Лечебная гимнастика у больных с церебральным инсультом включает в себя использование в терапевтических целях различных положений, движений и упражнений как больным самостоятельно, так и при помощи специалистов и дополнительных приспособлений.

Использование различных форм лечебной физкультуры в зависимости от периода заболевания, т.е. определение этапа – этапа реабилитации.

Реабилитационный процесс больных с церебральным инсультом на всех этапах оказания помощи требует наличия специализированных помещений, оборудования, подготовленных кадров. В палатах неврологического отделения для больных с нарушением мозгового кровообращения сосудистого центра должны быть: 3-х секционные функциональные кровати, прикроватные кресла с высокой прямой спинкой и съемными подлокотниками, функциональные прикроватные столики, прикроватные туалеты, ширмы, приспособления для укладки (подушки, валики) и перемещения больных (специальные простыни и пояса, как для больных, так и для персонала), вспомогательные средства для обучения ходьбе (ходунки, костыли, палки) а также приспособления для обучения больного самообслуживанию. Должен быть обеспечен подход к кровати больного со всех сторон. В отделении целесообразно иметь механический подъемник, стол-вертикализатор, зал для индивидуальной кинезотерапии со столом для кинезотерапии, тренажерный зал для проведения циклических тренировок и роботизированной механотерапии, кабинет и оборудование для БОС тренировок, кабинет и оборудование для эрготерапии (бытовой реабилитации), параллельные брусья и ступеньки для обучения ходьбе, в т.ч. по лестнице.

Задачи на каждом из этапов реабилитационного процесса так же будут различными в зависимости от состояния больного, степени двигательного и когнитивного дефицита, уровня регуляции двигательных функций, квалификации специалистов, наличия необходимого оборудования и помещений.