Методы оценки воздействия физических нагрузок и эффективности реабилитации.
По данным врачебно-педагогических наблюдений (с исследованием реакции пульса, частоты дыхания и артериального давления) выявляется общая нагрузка на организм больного на занятиях лечебной гимнастикой. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки — графическое изображение степени влияния физических упражнений на организм. Нормальная физиологическая кривая физической нагрузки характеризуется подъемами и снижениями исследуемых показателей, подъемы соответствуют учащению (ЧСС) сердечных сокращений, снижение — урежению (ЧСС) сердечных сокращений под влиянием дыхательных упражнений или пауз отдыха, упражнений в релаксации мышц.
Методы врачебно-педагогической оценки влияния ЛФК на организм больного зависят от заболевания, средств, форм ЛФК и включают наблюдения за изменениями в общем состоянии больного, изменением ЧСС на высоте нагрузки и в период отдыха, в деятельности дыхательной систем за частотой дыхания и появлением одышки, утомления. Для учета эффективности влияния физических упражнений на организм больного могут быть использованы функционально-диагностические методы. Так, в травматологической клинике такими методами будут: антропометрические измерения (окружность конечностей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электромиография, миотонометрия и др., при заболеваниях сердечнососудистой системы — электрокардиография, измерение АД, пульсометрия и др. Помимо перечисленных методов для учета функционального состояния организма под влиянием физических упражнений применяются функциональные пробы, специфичные для различных заболеваний. К дополнительным методикам, позволяющим оценивать эффективность занятий лечебной гимнастикой, относятся разнообразные психологические тесты., отражающие динамику психического состояния. Интегральным показателем является – оценки качества жизни.
Полученные при обследованиях субъективные и объективные данные анализируются на основе сопоставления результатов в начале и конце курса ЛФК.
К формам первичной учетной медицинской документации больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений относятся:
1. Карта, лечащегося в кабинете ЛФК, форма № 042/у.(см. Приложение 1)
2. Программа физической реабилитации на каждый курс ЛФК в мезоцикле, годичном макроцикле.
3. Примерные комплексы лечебной гимнастики.
4. График работы кабинета/зала ЛФК.
5. Журнал учета процедур, форма № 029/у.
На основе этих форм медицинской и педагогической документации разрабатывается целый ряд статистических показателей, которые используются для анализа деятельности отдельных учреждений здравоохранения, образования и амбулаторно-поликлинической помощи в целом.
Карта лечащегося в кабинете лечебной физкультуры форма № 042/у ведется во всех лечебно-профилактических учреждениях, амбулаторных, стационарных, имеющих кабинеты ЛФК. На каждого больного заполняется только одна карта, независимо от количества и видов назначенных ему процедур.
К карте имеется вкладной лист, содержащий дополнительные сведения на больных, получающих ЛФК в связи с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Инструктор методист по ЛФК принимает больного с данной картой, выполняет указанные в ней рекомендации врача, отмечает переносимость занятий, пульс до и после каждого занятия, антропометрические показатели, фиксирует эффективность занятий.
Контрольные вопросы и задания:
1. Понятие о ЛФК
2. Особенности метода ЛФК
3. Раскрыть сущность клинико-физиологического обоснования лечебного действия физических упражнений
4. Перечислить и охарактеризовать механизмы лечебного действия физических упражнений
5. Основные средства ЛФК, перечислить и охарактеризовать их
6. Дополнительные средства ЛФК, перечислить и охарактеризовать их
7. Формы ЛФК, перечислить и охарактеризовать их
8. Показания и противопоказания к назначению на ЛФК
9. Перечислить общепедагогические принципы ЛФК
10. Охарактеризовать способы дозировки физической нагрузки
11. Дать характеристику этапам и периодам в ЛФК
12. Понятие о двигательном режиме, характеристика двигательных режимов
13. Методы оценки эффективности занятий физическими упражнениями