В международных хозяйственных отношениях и определение их государственной принадлежности
1. В современных условиях хозяйственная деятельность юридически лиц не ограничена пределами одного государства, причем число таких юри-1 дических лиц все время возрастает. Экспорт капитала приводит к тому, что! предприятия, созданные в одном государстве, принадлежат полностью или; частично компаниям другого государства. Основная деятельность крупных1! монополий осуществляется вообще в нескольких странах.
В современной экономической литературе международные монополии, • деятельность которых охватывает многие важные сферы мирового хозяй- i ства, делятся обычно на несколько групп.
В первую из них входят национальные общества, тресты, компании, имеющие за рубежом многочисленные филиалы, а также дочерние общества. Речь идет, таким образом, о монополиях, национальных по своему капиталу, но международных по сфере деятельности. К числу таких транснациональных корпораций в США принадлежат «Дженерал моторз», «Форд моторз», «Интернэшнл бизнес мэшинз» и др. В странах Западной Европы крупнейшими международными монополистическими корпорациями являются «Фольксваген» и «Сименс» (ФРГ), «Филипс» (Нидер--ланды), «Бритиш Петролеум», «Империал кэмикал индастриз» (Великобритания), «Нестле» (Швейцария).
Ко второй группе транснациональных корпораций (ТНК) относятся | тресты и концерны, которые являются международными не только по; сфере деятельности, но и по капиталу. В отличие от монополий первой < группы они принадлежат капиталу нескольких государств. Таковы, напри-; мер, англо-голландские концерны — нефтяной «Ройял датч-Шелл» и химико-пищевой «Юнилевер», англо-американо-канадский никелевый трест «Интернэшнл никл компани оф Кэнада», белыийско-франко-люк-сембургский металлургический концерн «Арбед», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт», англо-итальянский концерт резинотехнических изделий «Данлоп-Пирелли».
Общим для этих двух групп является то, что и те и другие монополии созданы как юридические лица одного государства. В других странах и те и другие монополии имеют многочисленные филиалы, отделения, а также дочерние общества.
Наконец, к третьей группе международных монополий относятся многочисленные картели и синдикаты, объединения производственного научно-технического характера, юридическими лицами не являющиеся.
С правовой точки зрения монополии (речь идет о первых двух rpynnaxj не являются международными юридическими лицами, хотя термин «меж->| дународный» применяется и в официальном названии некоторых из них.
§ 1. Участие юридических лиц в международных хозяйственных отношениях 123
Тенденция развития ТНК в США такова, что от участия и контроля над западноевропейскими предприятиями они все чаще переходят к превращению их в свою собственность. Экономически и политически это ведет к более глубокому воздействию американского капитала на экономику Западной Европы, а юридически — к образованию в европейских странах юридических лиц, формально самостоятельных, но полностью принадлежащих американской компании, часто с одноименным названием, например, «Дрессер Франс» (Франция), «Форд АГ Кёльн» (ФРГ).
Приведем пример сложных ситуаций, возникающих в результате использования ТНК такой юридической конструкции. Бывшая советская гражданка Э. Иванова, проживающая в Бельгии, была в 1942 году угнана гитлеровцами из Ростова в Германию. Она предъявила в федеральном окружном суде Нью-Йорка (США) иск к корпорации «Форд» о возмещении ущерба, причиненного ей в результате каторжного труда во время войны на заводе по производству военных грузовиков в Кёльне, принадлежащего компании Форда.
В проведенном компанией в 50-х годах исследовании утверждалось, что компания Форда в 1941 году потеряла связь со своим германским подразделением. Контроль над ним удалось восстановить лишь в 1948 году. Однако в исковом заявлении утверждалось, что, в отличие от других подразделений американских компаний на территории Германии, нацисты не только не конфисковали предприятия Форда, но помещали часть прибыли кёльнского предприятия в специальный фонд, который после окончания войны должен был поступить в распоряжение родительской корпорации.
Монополии используют для полностью принадлежащих им компаний форму самостоятельного юридического лица страны места нахождения, для того чтобы распространить на них действие местного законодательства, и в первую очередь налогового, если его требования являются более льготными для «отечественных» компаний, чем для иностранных.
В других случаях монополии, и прежде всего транснациональные, создают в иностранных государствах свои филиалы. Филиалы не наделяются правами самостоятельных юридических лиц. Таким образом, наиболее характерной особенностью ТНК является несоответствие между экономическим содержанием, экономической сущностью и юридической формой; экономическое единство оформляется юридической множественностью (юридические лица местного права, филиалы и т.д.), что служит интересам собственников ТНК. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 года предусматривает, что каждое государство имеет право в пределах своей юрисдикции регулировать и контролировать деятельность ТНК. В этой хартии, принятой в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, точно так же, как в проекте разработанного Кодекса поведения ТНК, отразилось стремление развивающихся стран оградить свою экономику от пагубного влияния ТНК.
Еще одной распространенной формой экспорта капитала является организация смешанных обществ (на паях с местным капиталом или с фирмами различных государств). Под смешанными обществами в междуна-
Глава 5. Правовое положение юридических лиц
родном частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств.
Международными юридическими лицами современная западная доктрина признает те юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу международного договора (например, Международный банк реконструкции и развития — МБРР, Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов — «Еврохемик»), либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором (Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования — «Еврофир-ма», Банк международных расчетов — БМР).
В советской юридической литературе понятие международного юриди- i ческого лица было применено к международным банкам стран — членов! СЭВ — Международному банку экономического сотрудничества (МВЭС); и Международному инвестиционному банку (МИБ).
2. В целом ряде случаев важно установить, к какому государству принадлежит то или иное юридическое лицо. Например, если в торговом договоре указывается, что юридическим лицам договаривающегося государства предоставляется режим наибольшего благоприятствования или же национальный режим, то необходимо определить, какие юридические лица могут рассматриваться как юридические лица данного государства.
В международных отношениях часто возникает необходимость диплома-1 тической защиты иностранных граждан, причем такая защита имеет место в отношении не только граждан (физических лиц), но и юридических лиц.
Из этого положения исходило и советское законодательство. Консульский устав СССР предусматривает, что консул обязан принимать меры к.*. тому, чтобы советские юридические лица пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства-, пребывания, соответствующими международными договорами и междуна-; родными обычаями (ст. 23). Консул обязан принимать меры для восстановления нарушенных прав юридических лиц.
В международных отношениях возникает множество правовых вопросов, касающихся юридического лица, которые нужно решить. Например, в одном государстве какое-то образование признается юридическим лицом, а в другой стране такое же образование рассматривается не как,' юридическое лицо, а как простая совокупность физических лиц. Так, английский «партнер шип» (полное товарищество) по английскому праву не является юридическим лицом, по французскому же праву аналогичное образование считается юридическим лицом.
Для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, к какому государству это.образо-вание относится.
§ 1. Участие юридических лиц в международных хозяйственных отношениях 125
Классическая доктрина международного частного права определяла личный закон образования (объединения) в зависимости от его государственной принадлежности, «национальности».
Этот закон отвечает на вопрос, является ли то или иное образование юридическим лицом. Если личным законом товарищества, о котором говорилось выше, будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же когда установлено, что личным законом является французский закон, это образование будет рассматриваться как юридическое лицо.
Этим же законом определяются вопросы создания и прекращения юридического лица и вопросы реорганизации юридического лица, включая вопросы правопреемства.
Личным законом (статутом) юридического лица определяется также правоспособность.
Личный закон юридического лица определяется его национальностью. Термин «национальность» в международном частном праве применяется к юридическим лицам условно, в ином смысле, чем он применяется к гражданам. Под национальностью юридического лица понимается его принадлежность к определенному государству. В праве Великобритании и США господствующим критерием для определения национальности юридического лица является место его учреждения, т.е. закон того государства, где юридическое лицо создано и где утвержден его устав. Английские авторы называют такой закон законом инкорпорации. При этом если юридическое лицо учреждено в Великобритании и там зарегистрирован его устав, то считается, что это юридическое лицо английского права (принцип инкорпорации).
В континентальных государствах Западной Европы применяются другие принципы определения национальности юридического лица. Господствующая тенденция сводится к тому, что в качестве критерия для установления национальности юридического лица применяют закон места его нахождения. Под местом нахождения юридического лица понимается то место, где находится его правление. Такой принцип принят, в частности, во Франции и ФРГ.
В литературе по международному частному праву был выдвинут и третий критерий определения национальности юридического лица — место Деятельности (его восприняло законодательство Италии). Этот критерий получил применение в практике развивающихся стран.
В ряде случаев в законодательстве и судебной практике упомянутые критерии установления национальности юридического лица отбрасываются со ссылкой на то, что эти критерии исходят из формальной точки зрения, а подлинную принадлежность капитала по таким формальным признакам определить нельзя. Когда нужно установить, кому в действительности принадлежит юридическое лицо, кто его контролирует, используется «теория контроля». Эта теория была первоначально сформулирована во время
Г л а в а 5. Правовое положение юридических лиц
§ 2. Иностранные юридические лица в Российской Федерации
Первой мировой войны и применялась в судебной практике в борьбе с на-1 рушением законодательства о «враждебных иностранцах».
Этот вопрос впервые возник в английской судебной практике в извест-;.] ном деле Даймлера (1916 г.). В Англии была учреждена акционерная ком- ;| пания по продаже шин. Ее капитал состоял из 25 тыс. акций, из них только | одна принадлежала англичанину, а остальные находились в руках германских собственников. Компания была зарегистрирована по английским за- •' конам. С точки зрения английского права компания — английское юридическое лицо. Однако суд признал, что в данном случае надо установить,! кто контролирует юридическое лицо, и соответственно с этим решил вопрос о его фактической принадлежности.
В дальнейшем критерий контроля был воспринят законодательством! ряда государств, предусматривающим, что под «враждебным юридическим j лицом» понимается юридическое лицо, контролируемое лицами враждеб-,! ной национальности. Критерий контроля применялся после Второй миро-j вой войны во всех случаях, когда особенно важно было установить деист-; вительную принадлежность юридического лица. Как и другие правовые ка- • тегории, этот критерий используется различными государствами в зависимости от целей их экономической политики.
Для обеспечения дипломатической защиты инвестиций отечественных! компаний и граждан в создаваемых ими в других странах юридических лицах| (прежде всего в так называемых развивающихся странах) принцип контро-| ля стал применяться в двусторонних договорах США и некоторыхдругих го-1 сударств о поощрении и защите капиталовложений. Однако европейские' государства, и прежде всего ФРГ и Россия, не используют этот принцип в| своих двустороннихдоговорах подобного рода: Так, в договоре СССР и ФРГ! о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций 1989 года! (действует для РФ) было установлено, что термин «инвестор» означает| юридическое лицо с местом пребывания в соответствующей сфере деист-' вия настоящего договора (то есть на территории соответствующего государства), правомочное осуществлять капиталовложения. В других двусто- \ ронних договорах СССР и России о защите инвестиций используется кри-| терий места учреждения юридического лица, но не критерий контроля.
В современной международной практике принцип контроля применяет-,] ся с оговорками в Вашингтонской конвенции 1965 года о порядке разреше-] ния инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами,:] а также в отдельных двусторонних соглашениях о защите инвестиций, за-'| ключенных с развивающимися странами. Договор 1994 года к Энергетической Хартии, участниками которого являются РФ и другие государства! СНГ, предусмотрел такую возможность для отказа в преимуществах в ношении юридических лиц, если такие юридические лица принадлежат : гражданам или подданным третьего государства или контролируются имш (ст. 17). В практике Международного суда ООН первоначально эта теория
отвергалась (в решении по делу Barcelona Traction, 1970 г.), однако затем в деле ELSI (решение 1989 г.) в определенных пределах она была применена, однако в этом случае иск США к Италии основывался на договоре между этими государствами о дружбе, торговле и мореплавании 1948 года, в котором говорилось о контроле в отношении юридических лиц.
В последние годы в западной литературе по международному частному праву все чаще государственная принадлежность отделяется от личного статута юридического лица. Более того, предлагается вообще не применять категорию личного статута для решения всех коллизионных вопросов, касающихся данного юридического лица. По этому пути идет в ряде стран и законодательная практика. В зависимости от конкретной цели выбирается определенный критерий. Так, для определения подсудности в США применяется принцип инкорпорации, а для целей налогообложения — принцип места деятельности.
Как уже отмечалось, юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возникают два вопроса: во-первых, о признании правосубъектности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.
Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании двусторонних договоров.
Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства. В большинстве стран такая деятельность иностранного юридического лица возможна, но при выполнении определенных правил, условий, установленных национальным законодательством.
Правовое положение иностранных юридических лиц определяется и торговыми договорами, в которых устанавливается общий режим для юридических лиц. Этот режим может быть основан либо на принципе наибольшего благоприятствования, либо на принципе национального режима. В интересах крупнейших монополий странами — членами ЕЭС подготовлен проект устава «компании европейского права». Учреждение «европейской компании» дает возможность юридическим лицам отдельной страны распространить хозяйственную деятельность на всю территорию ЕЭС.
§ 2. Иностранные юридические лица в Российской Федерации
1. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.
Глава 5. Правовое положение юридических лиц
§ 2. Иностранные юридические лица в Российской Федерации
Действующее законодательство исходит из того, что гражданская воспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждены юридическое лицо или организация (ч. 1 ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 г.)
Согласно Проекту части третьей ГК. РФ, личным законом юридического лица считается право страны, где оно учреждено.
На основе личного закона юридического лица определяются, в частности: 1) является ли организация юридическим лицом; 2) организационно-правовая форма юридического лица; 3) требования к наименованию юридического лица; 4) вопросы создания и прекращения юридического лица; 5) вопросы реорганизации юридического лица, включая вопросы правопреемства; 6) содержание правоспособности юридического лица; 7) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; 8) отношения внутри юридического лица, включая отношения юридического лица с его участниками; 9) ответственность юридического лица.
Проект также предусматривает, что иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой орган или представитель иностранного юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении. Анало^ гичное правило, но в более сокращенной редакции содержится в ч. ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 года.
Приведем пример применения личного закона юридического лица из практики ВТАК (дело № 69/1990). В решении по этому делу арбитраж признал, что правоспособность американской корпорации при заключении арбитражного соглашения определяется по закону места ее учреждения, и потому было применено право США, конкретно — штата Вашингтон, в то время как в отношении определения прав и обязанностей сторон подлежало применению действовавшее тогда советское право.
Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г., правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено.
В международных договорах предусматривается взаимное предоставление определенного режима юридическим лицам договаривающихся государств. В этих целях в договорах содержатся и критерии определения национальности юридических лиц. Однако во взаимоотношениях РФ с другими странами определение национальности юридического лица не имеет того значения, которое оно имеет во взаимоотношениях других государств. Это объясняется тем, что под юридическими лицами всегда подразумеваются юридические лица, учрежденные по нашим законам и имеющие место пребывания на территории РФ. Участие иностранного капитала в совмест-
ных предприятиях, учрежденных в РФ, не меняют дела, поскольку все они являются юридическими лицами права России.
Вопрос об определении национальности иностранных юридических лиц возникает главным образом при признании их правосубъектности, что является необходимой предпосылкой для заключения с ними сделок.
Приведем ряд примеров из договорной практики. Согласно ст. 1 Договора между Россией и Эстонией о правовой помоши и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года правовая защита предоставляется в одном государстве наряду с гражданами другого государства также и юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством другого государства. Таким образом, в этом договоре, как и в ряде других, национальность юридического лица определяется по месту его учреждения.
Однако иногда используется и другой критерий. Так, в ст. 10 торгового договора между СССР и Австрией 1955 года указано, что соответствующие права предоставляются в одной стране юридическим лицам, имеющим свое место пребывания на территории другой страны.
Таким образом, в отечественной договорной практике применялись обычно два критерия для определения национальности юридических лиц: место учреждения юридического лица и место его пребывания.
Итак, в торговых договорах, заключенных Советским Союзом с иностранными государствами, во-первых, определяется, к какому государству относится соответствующее юридическое лицо, поскольку там устанавливается принцип определения национальности юридических лиц; во-вторых, предусматривается взаимное признание правосубъектности этих юридических лиц, то есть в СССР признается соответствующее юридическое лицо, созданное, например, в Финляндии, а в Финляндии признаются юридические лица, созданные в СССР; и наконец, в-третьих, содержатся правила о режиме юридических лиц, о режиме наибольшего благоприятствования или национальном режиме. СССР, а затем РФ предоставляют по торговым договорам иностранным юридическим лицам режим наибольшего благоприятствования. Что же касается национального режима, то он предоставляется в определенных сферах (право на судебную защиту, в области торгового мореплавания). Если торговым договором предусматривается режим наибольшего благоприятствования, то это значит, что ко всем иностранным юридическим лицам должны применяться одинаковые положения. Никакой дискриминации в отношении иностранного юридического лица какого-либо государства, с которым заключен договор на основе принципа наибольшего благоприятствования, не допускается.
2. Какими правами пользуются иностранные юридические лица в России и других странах СНГ?
Напомним, что, согласно общему принципу, предусмотренному п. 1 ст. 2 ГК РФ, правила, установленные гражданским законодательством.
Глава 5. Правовое положение юридических лиц
§ 2. Иностранные юридические лица в Российской Федерации
применяются к отношениям с участием иностранных юридических ли! если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с Проектом части третьей ГК РФ иностранным юридическим лицам предоставляется национальный режим. Согласно ст. 1213 Модельного гражданского кодекса стран СНГ, иностранные юридические лица осуществляют в соответствующем государстве СНГ предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности отечественных юридических лиц, если для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное.
Иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту своих прав (см. гл. 17).
Каких-либо особых разрешений иностранным фирмам для заключения сделок или же для обеспечения охраны их прав не требуется. Иначе обстояло дело с хозяйственной деятельностью иностранных юридических лиц на территории СССР. В условиях социалистической системы такая деятельность осуществлялась только в разрешительном порядке, что препятствовало проникновению иностранного капитала в советскую экономику на всех этапах развития советского государства. В то же время такой порядок не исключал привлечения в необходимых случаях иностранных фирм к осуществлению под контролем и с разрешения советского государства определенной хозяйственной деятельности на территории СССР.
Организационные формы участия иностранных фирм в хозяйственной деятельности в СССР не оставались неизменными. Они обусловливались задачами, стоящими перед народным хозяйством СССР на определенных этапах его развития.
С начала 20-х годов допускались концессии, которые не сыграли большой роли в развитии экономики страны. Условия концессий определялись договором, заключаемым концессионером с государством.
В конце 20-х годов появилась другая форма допущения в СССР иностранных фирм. В годы первой пятилетки стал осуществляться ввоз иностранного оборудования для строительства и оснащения предприятий. С целью организации монтажа оборудования, образования складов запасных частей в СССР стали создаваться представительства некоторых иностранных фирм.
Увеличение объема внешнеторговых операций с СССР, а главное, заключение ряда долгосрочных контрактов, постоянное и длительное сотрудничество с нашей страной привели к расширению числа крупных иностранных фирм, открывших свои представительства в СССР. В конце 60-Х годов и начале 70-х годов в Москве были открыты представительства японских, итальянских, французских, западногерманских, а затем и аме- j риканских фирм. Стали функционировать представительства банков.
Открытие представительств иностранных фирм в СССР осуществлялось в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Предусмотренные этим постановлением Правила об открытии представительств иностранными юридическими лицами продолжают действовать в России. Согласно Положению, иностранные фирмы, банки и организации могут открывать представительства в РФ не иначе как с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности соответствующими министерствами и ведомствами, а также ТПП РФ. В разрешении указываются: цель открытия представительства; условия, на которых фирме разрешается это сделать; срок, на который выдается разрешение; количество сотрудников представительства из числа иностранных граждан — служащих фирм. Представительство выступает в обороте от имени и по поручению представляемой им фирмы и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Представительства открываются, как правило, на срок не свыше трех лет, который может быть продлен.
Разрешение на открытие представительства РФ выдавалось иностранным фирмам, известным на мировом рынке; положительно зарекомендовавшим себя в качестве партнеров наших организаций по сотрудничеству в различных сферах; заключившим с нами крупномасштабные сделки; осуществляющим промышленную кооперацию с нашими предприятиями и организациями; заключившим с нашими организациями наиболее важные соглашения о научно-техническом сотрудничестве.
Деятельность представительства прекращается: с истечением срока разрешения; с прекращением деятельности фирмы; прекращением действия межправительственного соглашения, на основании которого было открыто представительство; по решению самой фирмы, а также по решению соответствующего министерства или ведомства, при котором было аккредитовано представительство (в случае нарушения представительством условий его деятельности).
В определенных вопросах иностранное юридическое лицо подчиняется законам страны своей национальности. Речь идет о вопросах, которые определяются личным статутом этого юридического лица, в частности относительно его учреждения и ликвидации. Если соответствующее юридическое лицо за границей будет ликвидировано, то и в РФ оно или его отделение тоже будет считаться ликвидированным. По другим же вопросам действует российское законодательство.
При осуществлении деятельности в РФ юридическое лицо должно подчиняться соответствующим нормам нашего права, а также положениям Междунар0дного договора, заключенного РФ с соответствующим государством.
Гла в а 5. Правовое положение юридических лиц
Наряду с представительствами иностранные юридические лица мог создавать на территории РФ свои филиалы. В соответствии с Законом иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г. иностранные юридическ.. лица могут создавать на территории России предприятия с долевым учас тием российских и иностранных инвесторов (совместные предприятия) i предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
Таким образом, в соответствии с новыми условиями, сложившимисяl России, иностранные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно на территории России, включая и торговую деятельность, не создавая для этого каких-либо организационно-правовых структур, если в федеральном законодательстве не предусмотрены специальные изъятия. Однако наиболее характерным для этого периода явилось осуществление такой деятельности путем создания предприятий с иностранными инвестициями. В случае создания таких предприятий или открытия представительств правовые формы предприятий, а также условия открытия представительств определяются российским законодательством.