Типы общественного экологического сознания
Антропоцентризм | Экоцентризм |
1. Человек и его благополучие – высшая ценность. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа - собственность человечества. | 1.Гармоническое развитие человека и природы – высшая ценность. Интересы человека и природы взаимосвязаны и взаимозависимы. Человек — не собственник природы, а один из членов природного сообщества. |
2. Антропоцентрическая иерархичность мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы | 2.Отказ от антропоцентрической иерархичности мира. Человечество – подсистема общей глобальной экосистемы. |
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование». | 3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение как потребностей человека, с учетом потребностей всего природного сообщества. Приоритет охраны природы над ее использованием. |
4.«Прагматический императив» природопользования: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству. | 4.«Экологический императив» природопользования: правильно и разрешено только то, что не нарушает динамическое равновесие (гомеостаз) природных систем. |
5. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы. | 5. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы. |
6. Развитие природы должен быть подчинено процессу развития человека. | 6. Развитие природы и человека – взаимосвязанный и взаимозависимый процесс, управляемый едиными системными закономерностями. |
Выбор между этими двумя подходами или компромисс между ними во многом определяет стратегию дальнейшего развития человеческого общества. Большинство людей пока еще склоняется к первой, антропоцентрической точке зрения, так как она выглядит проще, оптимистичнее и отталкивается от предыдущего практического опыта человечества. Однако в настоящее время уже существуют очень веские аргументы в пользу экоцентризма, пренебрегать которыми нельзя.