Основополагающий материал.

Формирование ВНД ребенка тесно связано с динамикой развития ассоциативных корковых структур. Ребенок в общении со взрослыми усваивает определенные знания, приобретает новые формы отношения к внешнему миру. Все это строится на основе создания новых функциональных связей и синтезов. Они позволяют овладевать новыми формами восприятия и запоминания, видами мышления, способами организаций движений. Структурной основой сложных форм поведения и психики являются лобные и нижнетеменные области коры, которые в онтогенезе человека увеличиваются по площади в девять раз.

Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение – на 4-5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций, несмотря на морфологическую и функциональную незрелость мозга, возникает уже на первые-вторые сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата. Все эти рефлексы медленно формируются и легко тормозятся из-за незрелости корковых клеток и преобладанием процессов возбуждения над торможением.

Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Приспособление организма ребенка к определенному режиму сна, бодрствования, кормления и т.п. способствует образованию систем условных рефлексов на последовательные комплексы раздражителей, т.е. динамических стереотипов.

Во втором полугодии уже четко выявляются индивидуальные типологические особенности ВНД. Выделяют три группы детей:

1 группа – дети, у которых быстро образуются и фиксируются положительные и тормозные условные рефлексы;

2 группа – дети, у которых хорошо образуются положительные условные связи, но с трудом дифференцировочное торможение;

3 группа – дети, у которых плохо вырабатываются условные рефлексы и совсем не образуются дифференцировки.

С указанными особенностями мозговых процессов тесно связаны индивидуальные характеристики сна, вегетативных реакций и общего развития ребенка. Параллельно с совершенствованием нервных процессов развиваются и их свойства (сила, подвижность и уравновешенность) – основа формирования индивидуальных типов ВНД.

К концу первого года жизни ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова или слоги, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Но это не свидетельствует о наличии словесного мышления, т.к. у ребенка еще нет отвлечения и обобщения при помощи слов. Превращение слова в абстрактный сигнал, обозначающий совокупность предметов, происходит в возрастной период от 1 года до 3-х лет.

На 2-3-м году жизни характерно дальнейшее морфологическое и функциональное созревание головного мозга и координированное управление скелетно-мышечной системой. У ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас (к концу 2-го года – 200-400 слов, а к концу 3-го года – 2000 и больше). У ребенка также формируется связь между словом и различными ощущениями (запах хвои – «елка»). У детей до 3-х лет различение звуков речи тесно связано со способностью тонкого манипулирования пальцами при ощупывании какого-либо предмета и мышечными сигналами с артикуляционного аппарата при произнесении слов.

В этом возрастном периоде ребенок начинает вычленять комплексы раздражителей, исходящие от одного предмета, формируются образы отдельных предметов. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает его, пробует поднять, толкнуть, лизнуть языком и т.п. Постепенно формируется система адекватных действий с предметами (садится на стул, ест ложкой). Большое значение приобретают системы условных рефлексов на стереотипы внешних раздражений, следующих друг за другом в определенной временной последовательности: последовательность этапов умывания, кормления, игры, одевания и раздевания, порядка слов в сказке или песенке. Так как в этом возрасте еще недостаточно развиты сила и подвижность нервных процессов, переключающих внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, для ребенка характерна потребность в формировании четких жизненных стереотипов.

Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение. Динамические стереотипы вырабатываются легко, но их переделка уже не является трудной задачей и дети воспринимают ее как игру.

К пяти-семи годам еще более повышается роль сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить. Слово приобретает выраженные обобщающие свойства, начинает преобладать словесное мышление с внутренней речью.

Данные физиологии свидетельствуют, что младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – это период относительно «спокойного» развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Это переход «от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций» (Ю.А.Ермолаев, 1985). Незначительное ухудшение процессов высшей нервной деятельности наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.

Особое значение для педагогов и психологов имеет подростковый период (с 11-12 до 15-17 лет). Это время значительных эндокринных преобразований в организме подростков и формирования у них вторичных половых признаков, что в свою очередь сказывается и на свойствах высшей нервной деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и системы речи. Речь замедляется, ответы становятся лаконичными и стереотипными, возникают трудности с построением «богатой» речи, логических умозаключений, запоминанием большого объема учебного материала. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности подростка (вспыльчивость, обидчивость, склонность к слезам, «взрывная» ответная реакция даже на незначительное раздражение, формируется резко критическое отношение к окружающим взрослым) и частым конфликтам с родителями и педагогами. Положение подростка, как правило, усугубляется все более усложняющимися требованиями к нему со стороны взрослых и, прежде всего, школы.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человека. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций организма, ведущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование системы речи. К этому возрасту все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого человека, возрастает роль слова, улучшается память на абстрактные зрительные изображения, завершается становление высшей нервной деятельности..