Утренняя гимнастика в детском саду (содержание, схема построения и ее обоснование)
Утренняя гимнастика является одним из важнейших мероприятий в дошкольном учреждении. Проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на совместные формы деятельности во время режимных процессов. С утренней гимнастики начинается день у ребенка в детском саду и от того, каким будет это начало, зависит его настроение на целый день, его настрой на дальнейшую деятельность, на взаимообщение с детьми и с взрослыми. Поэтому Утренняя гимнастика должна создать у детей хорошее настроение.
В нашем саду присмотра и оздоровления утренняя гимнастика помогает решать основную задачу – оздоровления детей, воспитания у них привычки к здоровому образу жизни.
Упражнения утренней гимнастики влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребенка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру.
Утреннюю гимнастику мы начинаем проводить с двух лет. Продолжительность занятий 10–15 минут. За это время можно успеть очень много. В утреннюю гимнастику включаются упражнения оздоровительного характера: дыхательные, точечный массаж и самомассаж, упражнения на расслабление, пальчиковые упражнения и др.
Все эти упражнения используются в процессе занятия.. Например, утренняя гимнастика у нас проводится только с предметами. В группах младшего дошкольного возраста это мячи разного размера, мячи – ежики, массажные палочки, кубики, флажки, ленточки, мягкие игрушки, мелкие предметы (каштаны, шишки), кегли, платочки; уже с трехлетнего возраста мы используем обручи, палочки гимнастические. Начинаем сажать детей на фитболмячи. Далее начинаем использовать “косички”, скакалки, длинные веревки. То есть такая методика помогает развивать руки ребенка, что очень важно для него.
В каждое занятие утренней гимнастикой я включаю упражнения на прокатывание предметов по телу ребенка, что является самомассажем.
В процессе занятия утренней гимнастикой я по возможности акцентирую внимание детей на правильном дыхании во время выполнения упражнений, на длительность и силу вдоха и выдоха, использую упражнения с задержкой дыхания.
Упражнения для утренней гимнастики подбираются несложные, не требующие больших усилий и большого напряжения, но требующие ловкости и координации. К каждому ребенку – индивидуальный подход. Случается, что ребенок считает, что он не справится с данным упражнением, или у него просто нет настроения. Ищу способ помочь ему с этим справиться. Сделав первый шаг, ребенок с удовольствием включается в дальнейшую работу.
Я не требую с самого начала от детей четкого и правильного выполнения упражнений, акцентирую внимание лишь на главном звене и направлении движения. Важно чтобы дети получили удовольствие от выполнения упражнения и справились с ним. Постепенно в результате многократного повторения дети овладевают упражнением и начинают выполнять его более правильно и четко, что позволяет мне постепенно усложнять задание
Приветствуется инициатива и творческий подход. Упражнениям я не даю названия, это делают сами дети. Сначала я просто спрашиваю у них, на что это похоже, или что это им напоминает, а в дальнейшем они сами называют упражнения. Постепенно с увеличением запаса движений дети могут и сами придумать упражнение или движение.
Занятия утренней гимнастикой подготавливают детей к дальнейшим занятиям физической культурой. Ежедневные занятия приводят к тому, что дети старшей и подготовительной групп уже хорошо владеют предметами: мячом, скакалкой (умеют прыгать через нее), обручем (крутят обруч, прокатывают его, пробегают в катящийся обруч) и др. Это помогает мне разнообразить основные занятия физической культурой.
Примерные упражнения с обручем, используемые для проведения утренней гимнастики:
ходьба по кругу в колонну, обруч справа, катить обруч рядом с собой правой рукой, затем то же левой;
продолжаем катить обруч справа, по сигналу инструктора – переступить через обруч, оказаться в его середине, перехватить обруч в левую руку, переступить через него, продолжать катить обруч левой рукой. То же наоборот.
ходьба по кругу в колонну, обруч в правой руке, левой рукой взять обруч соседа, получилась “живая цепочка”. Продолжаем ходьбу, бег, поднимаем обручи вверх, опускаем вниз и т. д.;
и.п. – “цепочка” .
1 – отпустить обруч соседа;
2–3 – пролезть в свой обруч, держа его только правой рукой (“разорвать цепочку”);
4 – взять обруч соседа;
крутить обруч на талии в и.п. стоя, сидя на коленях, в ходьбе по кругу; на руке, на ноге в движении;
подбрасывать обруч прямой рукой и ловить его;
катить обруч, катить два обруча одновременно – вместе, справа и слева, катить обруч, повернувшись спиной к движению;
инструктор катит обруч, ребенок должен пробежать в него “змейкой”;
инструктор катит 2,3 обруча сразу; 2 обруча поочередно и т.д.