Понятие культуры. Культура и цивилизация. Соотношение общества и культуры.
Происхождение термина «культура» связывают с латинским cultura
(возделывание, обработка, воспитание, образование). Есть мнение, что в такой
трактовке слово «культура» вошло в обиход европейской мысли лишь во второй
половине XVIII века. На заре цивилизации, у истоков традиционного, аграрного
общества слово культура было сопряжено с латинским глаголом colo, colore –54
взращивание, возделывание земли, занятие земледелием (отсюда,
сельскохозяйственная культура, культура земледелия и т.д.). В Новое время под
объектами культуры стали понимать любые материальные изделия (то, что сейчас
именуют техносферой). Натура – естественная природа, культура – всѐ то, что
сконструировано человеком из вещества природы (материальная культура).
Постепенно термин «культура» стал использоваться также для характеристики любых
идеальных процессов и результатов духовного творчества (духовная культура).
Материальная и духовная культура связаны друг с другом. Любой «рукотворный»
объект (преобразованное тело природы) вначале существовал в виде идеального
проекта. Материальная культура является «опредмеченной мыслью»,
«овеществленной» духовной культурой. Следует также иметь в виду, что многие
материальные предметы утилитарного назначения сделаны по «законам красоты»
(К. Маркс). Поэтому они одновременно удовлетворяют и материальные, и духовные
потребности, т.е. включаются как в сферу материальной, так и духовной культуры. Как
видим, разделение культуры на материальную и духовную относительно.
Дать четкое определение культуры, пригодное для любых ситуаций и на все
времена, невозможно. В качестве предельно абстрактного, рабочего определения
можно воспользоваться следующим: культура – это все явления, процессы, отношения,
свойства, объекты, к возникновению которых причастен человек. Культура является
объектом изучения многих частных социально-гуманитарных дисциплин:
культурологии, социологии, психологии, этнологии, социальной антропологии,
истории, археологии, лингвистики, семиотики, искусствоведения, религиоведения,
сравнительного языкознания и др. Каждая из них исследует отдельные стороны
культуры. Философия занимается осмыслением культуры как особого региона бытия.
Она ставит задачу раскрыть еѐ сущность, структуирование и закономерности
функционирования.
В качестве основных философско-методологических подходов исследования
культуры (парадигм, стратегий) обычно выделяют аксиологический, семиотический,
деятельностный, игровой, психоаналитический и экзистенциально-диалогический.
Основы аксиологической парадигмы были заложены немецкими философами и
культурологами конца 18 – начала 19 в., которые отождествляли культуру в первую
очередь с духовной сферой. Согласно аксиологическому подходу, культура понимается
как совокупность всех ценностей, созданных человечеством; сложная иерархия идеалов,
значимая для конкретного общества. При этом эволюция человечества определяется
тем, как и в каких формах развивались религиозные, моральные, правовые,
политические, эстетические и др. ценности общества. В рамках аксиологической
парадигмы культура рассматривается как мера гуманизации общества и человека.
При семиотическом подходе (Р. Барт, У. Эко, М. Фуко, К. Леви-Стросс,
Ю.М. Лотман и др.) культура рассматривается как система информационных кодов,
закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средство его фиксации. Как
сложно организованный и постоянно развивающийся набор таких семиотических
систем, культура транслирует программы поведения, общения и деятельности. Такое
значение имеет как духовная, так и материальная культура. Механизм действия
культуры представляет собой постоянное воспроизведение обществом традиций,
образцов поведения, норм и результатов деятельности. Согласно такому подходу,
культура должна передаваться от поколения к поколению по принципу множества
социальных эстафет, что обеспечит сохранение социального опыта.
Близкой к семиотической является деятельностная парадигма анализа культуры.
Она способствует формированию понятия о культуре как о динамическом, циклическом
процессе. Культура рассматривается как способ сохранения, регуляции и развития 55
общества. Согласно деятельностному подходу, культура представляет собой
специфический способ человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с помощью
внебиологических механизмов. Особо подчѐркивается преобладание в человеке
социального начала над биологическим. Благодаря указанным механизмам стимулируется,
программируется и реализуется активность людей в рамках единого общества.
Игровая парадигма философского анализа культуры сформировалась благодаря
нидерландскому историку и культурологу Й. Хѐйзинге (1872–1945). Он утверждал, что в
основе возникновения культуры лежит игра как деятельность, избыточная для обеспечения
выживаемости индивида. Определяя соотношение игры и культуры,
Й. Хѐйзинга утверждал, что игра в культуре есть заданная величина, предшествующая
самой культуре, сопровождающая и пронизывающая еѐ от истоков вплоть до той фазы,
которую в данный момент переживает сам субъект. Делается вывод, что игра является
необходимым способом социальной жизни, тем элементом, который поддерживает
определѐнный идеал. Последний в свою очередь определяет духовную культуру эпохи.
Одновременно Й. Хѐйзинга подчѐркивает неоднозначность влияния игры на устои
общества. Игра может иметь и созидательное, и разрушающее значение. Как часть
религиозного или гражданского ритуала, мышления и языка игра становится средством
социального упорядочивания. Но в чрезмерных дозах игра может производить
противоположные эффекты. Для обозначения данного явления Й. Хѐйзинга вводит
специальный термин – пуерилизм (от лат. Puer – ребѐнок), который означает сознательное
ребячество, инфантилизм, в который, по его мнению, постепенно погружается
цивилизация. Нормальное же состояние культуры возможно при наличии трѐх основных
условий: равновесие духовных и материальных ценностей, направленность на идеал,
выходящий за рамки индивидуальности, и господство над природой.
Психоаналитическая стратегия (З. Фрейд, К. Юнг, Ж. Лакан и др.). Культура в
ней рассматривается как результат сублимации (перегонки, трансформации
бессознательных импульсов). Она аккумулирует в себе комплекс социально-значимых
эталонов и запретов поведения. По сути, любой творческий акт, интерпретируется как
механизм переключения глубинной энергии бессознательного на легитимные формы
деятельности. Сам же феномен культуры понимается как символическое проявление
бессознательных стремлений и желаний.
Экзистенциально-диалогическая стратегия (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр,
А. Камю, М.М. Бахтин и др.). Все явления культуры замыкаются на феномене человека.
Культура – это мера человеческого в человеке, его способность конституировать
собственное Я, делать самого себя. Индивидуализируя творчество, которое всегда
авторски конкретно, данная стратегия подчеркивает решающую роль Другого в
реализации творческих потенций личности. Именно в пространстве диалога Я и
Другого происходит осознание своей уникальности, а одновременно вовлечения в
универсальный континиум культуры.
Пространство современной культуры можно разбить на ряд сегментов. К ним
обычно относят: сотворенную в процессе человеческой деятельности материальную
среду обитания людей; надбиологические программы социальных ценностей, нормы и
регулятивы поведения, общения, деятельности, которые обеспечивают
воспроизводство и передачу совокупного общественного опыта; знаковые системы и
языки, позволяющие аккумулировать и транслировать социально значимую
информацию; мир «окультуренных», прошедших социализацию человеческих
индивидов, превратившихся в личности; системно организованные группы людей на
основе общих интересов, потребностей, проблем, совместной деятельности.
В культуре можно выделить: 1) первобытную культуру, культуру античности,
средних веков, Возрождения, Нового времени, модерна, постмодерна; 2) культуру 56
Запада и Востока, Севера и Юга; различные национальные культуры; 3) универсальные
формы духовной культуры (их иногда называют формами общественного сознания), к
которым относятся мораль, право, политика, религия, мифология, философия, наука;
4) вертикальные (элитарная, народная, массовая) и горизонтальные уровни культуры
(субкультура, маргинальная и контркультура).
Вертикальные измерения культуры:
– элитарная культура осуществляет профессиональное производство новых
культурных ценностей, которые призваны стать каноническими. Она отличается
закрытостью и эзотеричностью, предназначенностью только для посвященных;
– народная культура отличается этнической традиционностью, простотой и
доступностью, выражением менталитета народа;
– массовая культура ориентирована не на творчество, а на потребление, она
адаптирована к преходящим стандартам и вкусам среднего потребителя,
характеризуется наивностью и незамысловатостью сюжетов, а нередко и обычным
примитивизмом; в отличие от народной культуры, которая «надвременна», стабильна,
массовая культура отличается динамичностью и подверженности моде.
Горизонтальные измерения культуры:
– субкультура – локальное, целостное образование внутри господствующей культуры,
которое отличается собственными ценностными ориентациями, языком, обычаями,
нравами. Еѐ возникновение обусловлено дифференциацией и специализацией населения;
– маргинальная, пограничная культура. Она связана с девиантными формами
поведения и мышления, причины которых связаны с укорененностью в прошлом,
неприятием настоящего либо выраженной устремленностью в будущее;
– контркультура – наиболее радикальное проявление маргинальной культуры,
находящейся в открытом конфликте с официальной культурой и претендующей на еѐ
замену в качестве нового культурного канона.
Социальные функции культуры:
– информационная – с точки зрения семиотики (науки о знаках) любой культурный
объект или процесс является своеобразным текстом, в котором закодирована
определенная информация. Для еѐ извлечения необходимо овладеть языками
соответствующей культуры;
– коммуникативная – межличностные, межличностно-групповые, межгрупповые и
другие более сложные виды коммуникации могут быть эффективными только на
основе «взаимоадаптации» соответствующих культур, их диалогового взаимодействия.
Это неизбежно предполагает культурную коммуникацию – активный информационный
обмен и взаимную корректировку ценностных ориентиров и мировоззренческих
взглядов, моделей поведения;
– аксиологическая – связана с выработкой и трансляцией набора норм, ценностей и
идеалов, социокультурной программы человеческой деятельности во всѐм еѐ
многообразии;
– социализаторская – процесс социализации означает усвоение универсалий культуры,
которые являются базовыми в соответствующем обществе. Это обеспечивает
подготовку индивида для выполнения им разнообразных социальных ролей, его
включения в социум.