Понятие культуры. Культура и цивилизация. Соотношение общества и культуры.

 

Происхождение термина «культура» связывают с латинским cultura

(возделывание, обработка, воспитание, образование). Есть мнение, что в такой

трактовке слово «культура» вошло в обиход европейской мысли лишь во второй

половине XVIII века. На заре цивилизации, у истоков традиционного, аграрного

общества слово культура было сопряжено с латинским глаголом colo, colore –54

взращивание, возделывание земли, занятие земледелием (отсюда,

сельскохозяйственная культура, культура земледелия и т.д.). В Новое время под

объектами культуры стали понимать любые материальные изделия (то, что сейчас

именуют техносферой). Натура – естественная природа, культура – всѐ то, что

сконструировано человеком из вещества природы (материальная культура).

Постепенно термин «культура» стал использоваться также для характеристики любых

идеальных процессов и результатов духовного творчества (духовная культура).

Материальная и духовная культура связаны друг с другом. Любой «рукотворный»

объект (преобразованное тело природы) вначале существовал в виде идеального

проекта. Материальная культура является «опредмеченной мыслью»,

«овеществленной» духовной культурой. Следует также иметь в виду, что многие

материальные предметы утилитарного назначения сделаны по «законам красоты»

(К. Маркс). Поэтому они одновременно удовлетворяют и материальные, и духовные

потребности, т.е. включаются как в сферу материальной, так и духовной культуры. Как

видим, разделение культуры на материальную и духовную относительно.

Дать четкое определение культуры, пригодное для любых ситуаций и на все

времена, невозможно. В качестве предельно абстрактного, рабочего определения

можно воспользоваться следующим: культура – это все явления, процессы, отношения,

свойства, объекты, к возникновению которых причастен человек. Культура является

объектом изучения многих частных социально-гуманитарных дисциплин:

культурологии, социологии, психологии, этнологии, социальной антропологии,

истории, археологии, лингвистики, семиотики, искусствоведения, религиоведения,

сравнительного языкознания и др. Каждая из них исследует отдельные стороны

культуры. Философия занимается осмыслением культуры как особого региона бытия.

Она ставит задачу раскрыть еѐ сущность, структуирование и закономерности

функционирования.

В качестве основных философско-методологических подходов исследования

культуры (парадигм, стратегий) обычно выделяют аксиологический, семиотический,

деятельностный, игровой, психоаналитический и экзистенциально-диалогический.

Основы аксиологической парадигмы были заложены немецкими философами и

культурологами конца 18 – начала 19 в., которые отождествляли культуру в первую

очередь с духовной сферой. Согласно аксиологическому подходу, культура понимается

как совокупность всех ценностей, созданных человечеством; сложная иерархия идеалов,

значимая для конкретного общества. При этом эволюция человечества определяется

тем, как и в каких формах развивались религиозные, моральные, правовые,

политические, эстетические и др. ценности общества. В рамках аксиологической

парадигмы культура рассматривается как мера гуманизации общества и человека.

При семиотическом подходе (Р. Барт, У. Эко, М. Фуко, К. Леви-Стросс,

Ю.М. Лотман и др.) культура рассматривается как система информационных кодов,

закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средство его фиксации. Как

сложно организованный и постоянно развивающийся набор таких семиотических

систем, культура транслирует программы поведения, общения и деятельности. Такое

значение имеет как духовная, так и материальная культура. Механизм действия

культуры представляет собой постоянное воспроизведение обществом традиций,

образцов поведения, норм и результатов деятельности. Согласно такому подходу,

культура должна передаваться от поколения к поколению по принципу множества

социальных эстафет, что обеспечит сохранение социального опыта.

Близкой к семиотической является деятельностная парадигма анализа культуры.

Она способствует формированию понятия о культуре как о динамическом, циклическом

процессе. Культура рассматривается как способ сохранения, регуляции и развития 55

общества. Согласно деятельностному подходу, культура представляет собой

специфический способ человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с помощью

внебиологических механизмов. Особо подчѐркивается преобладание в человеке

социального начала над биологическим. Благодаря указанным механизмам стимулируется,

программируется и реализуется активность людей в рамках единого общества.

Игровая парадигма философского анализа культуры сформировалась благодаря

нидерландскому историку и культурологу Й. Хѐйзинге (1872–1945). Он утверждал, что в

основе возникновения культуры лежит игра как деятельность, избыточная для обеспечения

выживаемости индивида. Определяя соотношение игры и культуры,

Й. Хѐйзинга утверждал, что игра в культуре есть заданная величина, предшествующая

самой культуре, сопровождающая и пронизывающая еѐ от истоков вплоть до той фазы,

которую в данный момент переживает сам субъект. Делается вывод, что игра является

необходимым способом социальной жизни, тем элементом, который поддерживает

определѐнный идеал. Последний в свою очередь определяет духовную культуру эпохи.

Одновременно Й. Хѐйзинга подчѐркивает неоднозначность влияния игры на устои

общества. Игра может иметь и созидательное, и разрушающее значение. Как часть

религиозного или гражданского ритуала, мышления и языка игра становится средством

социального упорядочивания. Но в чрезмерных дозах игра может производить

противоположные эффекты. Для обозначения данного явления Й. Хѐйзинга вводит

специальный термин – пуерилизм (от лат. Puer – ребѐнок), который означает сознательное

ребячество, инфантилизм, в который, по его мнению, постепенно погружается

цивилизация. Нормальное же состояние культуры возможно при наличии трѐх основных

условий: равновесие духовных и материальных ценностей, направленность на идеал,

выходящий за рамки индивидуальности, и господство над природой.

Психоаналитическая стратегия (З. Фрейд, К. Юнг, Ж. Лакан и др.). Культура в

ней рассматривается как результат сублимации (перегонки, трансформации

бессознательных импульсов). Она аккумулирует в себе комплекс социально-значимых

эталонов и запретов поведения. По сути, любой творческий акт, интерпретируется как

механизм переключения глубинной энергии бессознательного на легитимные формы

деятельности. Сам же феномен культуры понимается как символическое проявление

бессознательных стремлений и желаний.

Экзистенциально-диалогическая стратегия (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр,

А. Камю, М.М. Бахтин и др.). Все явления культуры замыкаются на феномене человека.

Культура – это мера человеческого в человеке, его способность конституировать

собственное Я, делать самого себя. Индивидуализируя творчество, которое всегда

авторски конкретно, данная стратегия подчеркивает решающую роль Другого в

реализации творческих потенций личности. Именно в пространстве диалога Я и

Другого происходит осознание своей уникальности, а одновременно вовлечения в

универсальный континиум культуры.

Пространство современной культуры можно разбить на ряд сегментов. К ним

обычно относят: сотворенную в процессе человеческой деятельности материальную

среду обитания людей; надбиологические программы социальных ценностей, нормы и

регулятивы поведения, общения, деятельности, которые обеспечивают

воспроизводство и передачу совокупного общественного опыта; знаковые системы и

языки, позволяющие аккумулировать и транслировать социально значимую

информацию; мир «окультуренных», прошедших социализацию человеческих

индивидов, превратившихся в личности; системно организованные группы людей на

основе общих интересов, потребностей, проблем, совместной деятельности.

В культуре можно выделить: 1) первобытную культуру, культуру античности,

средних веков, Возрождения, Нового времени, модерна, постмодерна; 2) культуру 56

Запада и Востока, Севера и Юга; различные национальные культуры; 3) универсальные

формы духовной культуры (их иногда называют формами общественного сознания), к

которым относятся мораль, право, политика, религия, мифология, философия, наука;

4) вертикальные (элитарная, народная, массовая) и горизонтальные уровни культуры

(субкультура, маргинальная и контркультура).

Вертикальные измерения культуры:

– элитарная культура осуществляет профессиональное производство новых

культурных ценностей, которые призваны стать каноническими. Она отличается

закрытостью и эзотеричностью, предназначенностью только для посвященных;

– народная культура отличается этнической традиционностью, простотой и

доступностью, выражением менталитета народа;

– массовая культура ориентирована не на творчество, а на потребление, она

адаптирована к преходящим стандартам и вкусам среднего потребителя,

характеризуется наивностью и незамысловатостью сюжетов, а нередко и обычным

примитивизмом; в отличие от народной культуры, которая «надвременна», стабильна,

массовая культура отличается динамичностью и подверженности моде.

Горизонтальные измерения культуры:

– субкультура – локальное, целостное образование внутри господствующей культуры,

которое отличается собственными ценностными ориентациями, языком, обычаями,

нравами. Еѐ возникновение обусловлено дифференциацией и специализацией населения;

– маргинальная, пограничная культура. Она связана с девиантными формами

поведения и мышления, причины которых связаны с укорененностью в прошлом,

неприятием настоящего либо выраженной устремленностью в будущее;

– контркультура – наиболее радикальное проявление маргинальной культуры,

находящейся в открытом конфликте с официальной культурой и претендующей на еѐ

замену в качестве нового культурного канона.

Социальные функции культуры:

– информационная – с точки зрения семиотики (науки о знаках) любой культурный

объект или процесс является своеобразным текстом, в котором закодирована

определенная информация. Для еѐ извлечения необходимо овладеть языками

соответствующей культуры;

– коммуникативная – межличностные, межличностно-групповые, межгрупповые и

другие более сложные виды коммуникации могут быть эффективными только на

основе «взаимоадаптации» соответствующих культур, их диалогового взаимодействия.

Это неизбежно предполагает культурную коммуникацию – активный информационный

обмен и взаимную корректировку ценностных ориентиров и мировоззренческих

взглядов, моделей поведения;

– аксиологическая – связана с выработкой и трансляцией набора норм, ценностей и

идеалов, социокультурной программы человеческой деятельности во всѐм еѐ

многообразии;

– социализаторская – процесс социализации означает усвоение универсалий культуры,

которые являются базовыми в соответствующем обществе. Это обеспечивает

подготовку индивида для выполнения им разнообразных социальных ролей, его

включения в социум.