Валютный контроль в сфере валютно-финансовых правоотношений.

Соблюдение норм финансового права, регулирующих валютно-финансовые отношения, обеспечивается мерами как государственного финансового контроля, так и собственного валютного контроля.

Валютный контроль является самостоятельным видом государственного контроля и представляет собой деятельность специально уполномоченных на основании закона государственных органов и иных организации (например, уполномоченных банков) по осуществлению комплекса нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мероприятий, направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

В действующем законодательстве отсутствует указание на цели, формы и направления осуществления валютного контроля, вследствие чего их содержание представляется возможным установить лишь на основе систематического толкования норм Закона о валютном регулировании.

Так, из анализа норм указанного Закона (ст. 2, 3, 22, 23) следует, что целями валютного контроля являются:

• обеспечение соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

• обеспечение полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.

Согласно Закону наиболее важными объектами валютного контроля могут являться:

9) поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров резидентами (ч. 1-4 ст. 7, ст. 19);

10) обоснованность платежей резидентов в иностранной валюте за импортируемые товары (ч. 5 ст. 7);

11) обоснованность платежей резидентов при приобретении ими у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами (ч. 7 ст. 7);

12) соблюдение условий предоставления и получения кредитов и займов между резидентами и нерезидентами (п. 1 и 2 ч. 2, п. 1 и 2 ч. 3 ст. 8);

13) соблюдение условий совершения операций с внешними и внутренними ценными бумагами (п. 3 и 4 ч. 2, п. 3-6 ч. 3 ст. 8);

14) соблюдение запрета на совершение валютных операций между резидентами (ч. 1 ст. 9);

15) соблюдение условий совершения валютных операций между нерезидентами (ч. 2 и

4 ст. 10);

16) соблюдение порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков, номинированных в иностранной валюте (ч, 3 ст. П);

17) соблюдение порядка открытия счетов резидентами в зарубежных банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Г руппы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и совершения операций по этим счетам (ч. 3, 6, 7 ст. 12, ст. 18);

18) соблюдение порядка списания и зачисления денежных средств и ценных бумаг резидентами (ч. 5 ст. 14) и нерезидентами (ч. 5 ст. 13);

19) выполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки (ст.

21);

20) соблюдение физическими лицами условий вывоза наличной иностранной валюты (ч. 3 ст. 15);

21) соблюдение иных требований, установленных актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования (ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5).

Важно отметить, что непосредственными предметами валютного контроля являются любые валютные операции независимо от наличия или отсутствия валютных ограничений в отношении них. Это объясняется тем, что при осуществлении контроля уполномоченные органы проверяют не только собственно соблюдение установленных ва­лютных ограничений, но и правомерность избранной участниками валютной операции модели правового поведения, обоснованность квалификации валютных операций как не ограничиваемых, наличие или отсутствие признаков притворной или мнимой сделки с точки зрения ст. 170 ГК РФ и т.п.

Выделяют следующие организационно-правовые формы валютного контроля:

1) правительственный - осуществляется Правительством РФ в отношении самой системы валютного контроля для обеспечения скоординированности деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействия с ЦБ РФ, а также взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с ЦБ РФ (ч. 6 ст. 22 Закона о валютном регулировании).

Основная форма правительственного валютного контроля - издание индивидуальных актов правоприменения. Содержание правительственного валютного контроля может определяться, помимо указанного, также и иными федеральными законами, в том числе не относящимися к актам валютного законодательства (ч. 1 ст. 22 Закона о валютном регулировании);

2) общий - осуществляется федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютного контроля (в настоящее время таким органом является Федеральная служба финансово­бюджетного надзора), а также агентами валютного контроля и правоохранительными органами (ФСБ России, МВД России) в отношении любых валютных операций, контроль за совершением которых отнесен к их компетенции. Основная форма общего валютного контроля - проведение проверок (последующий контроль);

3) банковский - осуществляется ЦБ РФ (в том числе его территориальными учреждениями) и уполномоченными банками в отношении любых валютных операций, совершаемых клиентами уполномоченных банков.

При этом ЦБ РФ обладает статусом органа валютного контроля (ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании), а уполномоченные банки - статусом агентов валютного контроля (ч. 3 ст. 22).

Основные формы банковского валютного контроля - наблюдение (текущий

контроль) и проверки (последующий контроль);

4) таможенный - осуществляется таможенными органами в отношении лиц,

осуществляющих валютные операции, связанные с перемещением (ввозом, вывозом, переводом, пересылкой) через таможенную границу РФ объектов валютных

правоотношений.

При этом таможенные органы обладают статусом агентов валютного контроля (ч. 3 ст. 22).

Основная форма таможенного валютного контроля - наблюдение (текущий

контроль).

Деятельность по валютному контролю в Российской Федерации осуществляется системой органов и агентов валютного контроля, а также Правительством РФ (ч. 1 ст. 22 Закона о валютном регулировании, ч. 8 ст. 15 Закона о Правительстве РФ). Кроме того, отдельные функции по валютному контролю осуществляют налоговые органы (абз. 1 ч. 1 ст. 18 Закона о валютном регулировании), не имеющие какого-либо специального валютно-правового статуса.

Органами валютного контроля являются Банк России и федеральный орган

(федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании) (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору).

В свою очередь, агентами валютного контроля являются:

• уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

• не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники

рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы),

подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам);

Согласно абз. 21 ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, осуществляющие брокерскую деятельность (брокеры), дилерскую деятельность (дилеры), деятельность по управлению ценными бумагами (управляющие), деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность (депозитарии), деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

(регистраторы), деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг

(организаторы торговли на рынке ценных бумаг).

Следует отметить, что профессиональные участники рынка ценных бумаг, будучи агентами валютного контроля, подотчетны федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, не имеющему статуса органа валютного контроля. При этом Правительство РФ осуществляет специальную функциональную координацию между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и ЦБ РФ (ч. 6 ст. 22 Закона о валютном регулировании). Однако формы и цели обеспечения такого взаимодействия остаются пока неясными.

Помимо этого органами валютного контроля выступают территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Согласно п. 7 ст. 403 ТК РФ таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

В то же время согласно ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании все таможенные органы, включая Федеральную таможенную службу России, отнесены к категории агентов валютного контроля (до принятия указанного Закона Государственный таможенный комитет России обладал статусом органа валютного контроля).

Законом установлен закрытый перечень общих и специальных прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля.

9. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

• проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о валютном регулировании);

• проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов (п. 2 ч. 1 ст. 23);

• составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25, 19.4 (ч. 1), 19.5 (ч. 1), 19.6, 19.7, пп. 80 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, а также принимать решение (в форме определения) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (п. 2 ст. 28.7 КоАП РФ) с последующим его направлением (в течение суток) органу валютного контроля;

• использовать паспорт сделки для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом о валютном регулировании (ч. 3 ст. 20 указанного Закона);

• запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с

проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

10. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

а) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании);

б) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании). В настоящее время органы валютного контроля уполномочены на применение исключительно мер административной ответственности за валютные правонарушения. Компетенция органов валютного контроля по рассмотрению административных дел о валютных правонарушениях распределяется следующим образом:

дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, рассматривают любые органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП РФ);

дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ, рассматривают таможенные органы (ч. 1 ст. 23.8 КоАП РФ);

в) издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования.

При этом акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций (ч. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании). Из этого следует, что акты органов валютного контроля могут издаваться исключительно по вопросам организации системы валютного контроля и могут носить исключительно «технический» характер, не затрагивая прав и обязанностей резидентов и нерезидентов. При этом ни акты валютного законодательства, ни акты органов валютного регулирования не могут предусматривать исключений из данного ограничения.

Важно отметить, что указанное ограничение фактически распространяется только на федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ, поскольку ЦБ РФ сохранил за собой статус и органа валютного регулирования (ч. 1 ст. 5), и органа валютного контроля (ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании). Как следствие,

оказывается практически невозможно определить, в каком качестве выступал ЦБ РФ при издании того или иного нормативного акта.

11. Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право получать с резидентов (нерезидентов) плату в иностранной валюте за исполнение функций агентов валютного контроля (п. 3 ч. 5 ст. 21 Закона о валютном регулировании).

Данное право распространяется фактически только на уполномоченные банки, в пользу которых соответствующая оплата производится резидентами (нерезидентами) на основании договоров на расчетно-кассовое обслуживание и т.п.

12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

а) сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий (ч. 8 ст. 23 Закона о валютном регулировании);

б) при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передавать органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения (ч. 9 ст. 23 Закона о валютном регули­ровании).

Уполномоченные банки передают вышеуказанную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ (ч. 10 ст. 23);

в) представлять органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (ч. 11 ст. 23).

С учетом возможности определения Правительством РФ нескольких органов валютного контроля (ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании) порядок предоставления им информации органами и агентами валютного контроля может быть как унифицированным, так и индивидуальным для каждого из них в зависимости от компетенции каждого органа.

Учитывая существующую систему таможенно-банковского валютного контроля, вероятнее всего, такой порядок должен быть установлен для передачи информации уполномоченными банками в Федеральную таможенную службу России;

г) нести ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных указанным Законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов (ч. 12 ст. 23). В настоящее время такая ответственность действующим законодательством не предусмотрена;

д) возмещать в установленном законодательством РФ порядке реальный ущерб, причиненный их неправомерными действиями (бездействием) резидентам (нерезидентам) (п. 3 ч. 1 ст. 24 Закона о валютном регулировании).

13. Органы валютного контроля и их должностные лица обязаны в пределах своей компетенции рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с Законом о валютном регулировании, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации (ч. 6 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

Субъектами данной обязанности являются:

федеральный орган исполнительной власти, являющийся органом валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ на осуществление предварительной регистрации вывоза, пересылки из Российской Федерации валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза, пересылки в Российскую Федерацию валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме в соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона о валютном регулировании (абз. 2 ч. 1 ст. 18 Закона о валютном регулировании);

налоговые органы, осуществляющие предварительную регистрацию счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона о валютном регулировании (абз. 1 ч. 1 ст. 18).

Следует отметить, что налоговые органы не являются органами или агентами валютного контроля, а осуществляют указанные функции на основании прямого указания закона. Следствием этого является отсутствие у налоговых органов каких-либо прав, предусмотренных указаным Законом для органов и агентов валютного контроля, даже не­смотря на осуществление ими функций в сфере валютного контроля.

14. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

• осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов

валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 7 ст. 23 Закона о валютном регулировании);

• представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования (п. 2 ч. 7 ст. 23);

• отказывать в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании ч. 4 и 5 ст. 23, либо представления им недостоверных документов (обязанность установлена исключительно в отношении уполномоченных банков) (абз. 4 ч. 5 ст. 23);

• возвращать резидентам (нерезидентам) полученные от них для ознакомления оригиналы документов (абз. 5 ч. 5 ст. 23).


[1] Основные составы налоговых правонарушений и меры налоговой ответственности.

К числу основных налоговых правонарушении, влекущих налоговую ответственность (гл.16 НК РФ), необходимо отнести следующие:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118);

- непредставление налоговой декларации (ст. 119);

[2] Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Финансы предприятий, составной частью которых являются государственные и муниципальные предприятия, являются звеном финансовой системы Российской Федерации. Роль финансов предприятий в жизнедеятельности любого государства очень велика. Они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самого предприятия, но и используются для образования денежных фондов в других