Налоги: понятие, юридические признаки, классификация.

Налог в современном обществе является сложным социальным институтом, имеющим длительную историю развития. Данные обстоятельства позволяют давать различные определения налогам. С экономических позиций налог - часть национального дохода, взимаемая государством в виде обязательных платежей с юридических и физических лиц в государственный бюджет в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

В российской юридической литературе также немало внимания уделено проблемам выработки дефиниций налога. В настоящее время в литературе встречаются различные варианты трактовки рассматриваемой категории. Закрепленная в ст. 8 НК РФ дефиниция термина «налог» в целом отражает современное понимание сущности и назначения налога. Согласно НК, налог - установленная законно сформированным представительным органом форма ограничения права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу публичных образований, в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

Из положения НК РФ (ст.3, ст.8) вытекают следующие неотъемлемые признаки любого налога, взимаемого на территории РФ:

81) налог устанавливается законно избранными представителями народа (т.е. законно сформированным

82) представительным органом);

83) налог ограничивает право собственности или иное законное владение путем отчуждения части материальных благ в пользу публичных образований;

84) он социально обусловлен;

85) безвозвратен;

86) безвозмезден;

87) общеобязателен;

88) имеет стоимостный (денежный) характер;

89) основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

Остановимся подробнее на перечисленных признаках.

1. Налог устанавливается законно избранными представителями народа (т.е. законносформированным представительным органом). Общественная жизнь объективно порождает определенные коллективные потребности, которые могут быть удовлетворены лишь коллективными усилиями. Обществу необходимо через свои специально созданные институты представительства точно оценить свои коллективные (общие) потребности, выбрать те из них, которые являются наиболее существенными и подлежат удовлетворению в соответствующий период; затем принять решение о формах, порядке и способах распределения среди своих членов обязанностей по финансированию мероприятий по их (потребностей) удовлетворению, т.е. выразить свое согласие на налог.

Согласие на налог законно избранных представителей народа должно быть выражено в конкретных процедурных формах, регламентированных правом. Оно (согласие на налог) может быть признано состоявшимся, если:

90) выражено в форме федерального закона о конкретном налоге (актах представительных органов субъектов Федерации или местного самоуправления в том случае, если речь идет соответственно о региональном или местном налоге);

91) федеральный закон (акт другого представительного органа) принят полномочным органом с соблюдением установленного регламента и его положения не нарушают принципы конституционно-правового значения;

92) содержание принятого закона (акта представительного органа) позволяет со всей однозначностью определить налогоплательщика и обязательные элементы налогообложения применительно к данному налогу: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст. 17 НК РФ);

93) федеральный закон (акт представительного органа) опубликован и введен в действие в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

2. Налог - ограничение права собственности, заключающееся в законномотчуждении ее части в пользу публичных образований. Взимание налога следует рассматривать в качестве одного из оснований прекращения права собственности (с гражданско-правовой точки зрения). Наряду с национализацией, конфискацией и реквизицией, взимание налога относится к числу публичных актов. Поэтому взимание налога является юридическим фактом. На его основании происходит, с одной стороны, прекращение налоговой обязанности налогоплательщика по уплате конкретного налога, с другой - прекращение права собственности налогоплательщика на вносимые в качестве налогов денежные средства. В последней ситуации налогоплательщик лишается имущества в виде денежных средств. В определенных случаях объектом взимания налога являются материальные блага, не принадлежащие лицу на праве собственности. В связи с этим следует учитывать, что и налог может проявлять себя не только как форма ограничения права собственности, но и как ограничение вещного права. Однако налог является не просто ограничением названного права, это ограничение права собственности в конкретной форме, заключающееся в законном отчуждении ее части с возложением на собственника обязанностей предпринять активные действия по ее передаче государству (или муниципальному образованию). Этим налог отличается от других смежных институтов. Поскольку налог является ограничением именно права собственности частных лиц, а не иных их прав (неимущественного характера), постольку налог должен иметь экономическое основание.

3. Налог - это ограничение права собственности, которое социально обусловлено. Обязательным признаком налога является характер цели его взимания, а именно — его социальная обусловленность. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В то же время, как сле­дует из ст. 18 Конституции РФ, не что иное, как права и свободы граждан, определяют смысл и назначение деятельности государства и его органов. Именно социальная обусловленность налога позволяет юридически «оправдать» возможность взимания подобного обязательного, безвозвратного, безвозмездного платежа. Ранее отмечалось, что налог является ограничением права собственности граждан и их объединений. В силу ст. 35, 56 Конституции РФ право собственности принадлежит к числу конституционных прав, реализация которого может быть ограничена в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, именно рассматриваемый признак налога - социальная обусловленность необходимости его взимания - позволяет говорить о принципиальной возможности установления легитимной системы налогообложения.

4. Налог общеобязателен (императивен), взимание налога строится на основе общеобязательности и императивности. Обязательность и императивность налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать. Во-вторых, обязательность и императив­ность налога выражается в изначальной определенности его содержания, государство и частное лицо, взаимодействующие при взимании налога, не вправе изменить его (взимания) условия и порядок.

5. Налог индивидуально безвозмезден (или неэквивалентен). Налог является индивидуально безвозмездным платежом. Его уплата плательщиком непосредственно не порождает никаких четко определенных юридических обязательств у получателя налога - государства. Государство в лице своих служб будет обязано предоставлять соответст­вующие услуги конкретному плательщику налога, даже если он не выполнил надлежащим образом свои налоговые обязательства. Таким же образом и невыполнение государством своего социального предназначения юридически не освобождает граждан от налогообложения. Лицо, исполнившее свою налоговую обязанность, не вправе требовать что-либо взамен у государства. Вместе с тем, с позиций общества налог возмезден. Возмездность налога в социально-экономическом плане, проявляется в возможности получения от государства различного рода общественно значимых гарантированных услуг.

6. Налог индивидуально безвозвратен. Безвозвратность налога предполагает, что его уплата связана с прекращением права собственности частных лиц и возникновением публичной собственности на соответствующее имущество (наличные деньги, имущественные права при безналичном перечислении суммы налога. Безвозвратность налога предполагает также отсутствие у плательщика прав требовать назад ранее законно уплаченные или взысканные суммы налога (за исключением случаев оговоренных законодательством).

7. Налог - это денежный платеж. Налог представляет собой денежный платеж. Мате­риальным объектом данных отношений должны быть, по общему правилу, именно денежные средства. Нельзя не обратить внимания на то, что даже в тех случаях, когда закон предусматривает возможность обращения взыскания на имущество неисправного налогоплательщика, непосредственно исполнение налоговой обязанности производится в денежной форме после реализации имущества, на которое было обращено взыскание.

8. Налог основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности. К налогу должны привлекаться все члены общества, т.е. публичные расходы на удовлетворение общественно значимых коллективных потребностей должны распределяться между всеми. Второй и третий предполагают равное участие в финансировании публичных расходов, что, естественно, подразумевает не арифметическое равенство, а равенство исходя из платежных возможностей каждого индивидуума, т.е. соразмерность участия в финансировании публичных расходов.

Формулирование общего понятия налога не исключает существенных различий между отдельными налогами. Известны классификации налогов по самым различным критериям.

Так, НК РФ выделяет:

94) федеральные;

95) региональные;

96) местные налоги (ст. 12 - 15).

К федеральным относятся налоги, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны на территории соответствующих муниципальных образований. При установлении региональных и местных налогов пред­ставительные органы власти соответственно регионального или местного уровня вправе определять в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ: налоговые ставки; порядок и сроки уплаты налогов; налоговые льготы.

Не менее распространена как в экономической, так и в юридической науке классификация налогов по экономическим критериям. Различают:

97) налоги на доход;

98) налоги на капитал;

99) налоги на расходы.

К налогам на доходы относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, взимаемый в рамках одноименного специального налогового режима, единый социальный налог в случае его взимания с дохода предпринимателей и адвокатов. К налогам на капитал, как правило, относят поимущественные налоги, в частности, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц. К налогам на расходы, как правило, причисляют все косвенные налоги, а именно акцизы и НДС. Кроме того, к налогам на расходы необходимо отнести единый социальный налог в части, взимаемой с лиц, производящих выплаты физическим лицам.

Широко распространено деление налогов по критериям «технического» характера (в зависимости от порядка исчисления и взимания налога): В соответствии с указанным критерием налоги бывают:

100) прямые и косвенные;

101) личные и реальные;

102) пропорциональные и прогрессивные (регрессивные).

Так, в российском налоговом законодательстве предусматривается взимание налогов, одни из которых по своим характеристиками могут быть отнесены к числу косвенных налогов (НДС, акцизы), другие - к прямым (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д.). Под прямым налогом понимают любой налог, который налагается непосредственно на лиц и их имущество и который переходит непосредственно от уплачивающего налогоплательщика субъекту, уполномоченному осуществлять взимание. Косвенные налоги именуются косвенными потому, что вместо того, чтобы быть непосредственно и поименно установленными в отношении определенных лиц, они налагаются в общем на объекты потребления (товары), оказываемые услуги или выполняемые работы и только с этого момента могут быть выплачиваемыми косвенно теми, кто хочет потреблять определенные товары, работы или пользоваться услугами, облагаемыми налогом.

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные (например, налог на доходы физических лиц) и реальные (налог на землю, на имущество физических лиц и т.п.). Личные налоги непосредственно направлены на оценку налогоспособности конкретного плательщика и призваны в наибольшей степени принимать во внимание его личную экономическую ситуацию: полученные доходы и понесенные расходы. Напротив, реальные налоги в большей степени должны быть нацелены на вещь, на налогооблагаемый предмет, наличие которого в распоряжении налогоплательщика уже само по себе свидетельствует о некотором уровне его платежеспособности, что и учитывается при взимании реального налога.

По другому критерию выделяют налоги пропорциональные и прогрессивные (регрессивные). Основная масса налогов, взимаемых в России, является пропорциональными, т.е. размер налоговых начислений пропорционален величине налоговой базы, однако при увеличении налоговой базы сама налоговая ставка не увеличивается (не уменьшается). Если же налоговая ставка увеличивается при возраста­нии налоговой базы, налог является прогрессивным (во многих современных странах подоходный налог является прогрессивным и взимается по сложной шкале возрастающих ставок). В тех случаях, когда ставка уменьшается при возрастании налоговой базы, налог

признается регрессивным (к таким налогам по законодательству РФ относится единый

социальный налог).

По направлениям расходования средств, поступивших от изъятия налога они подразделяются на:

103) общие (использование не определено);

104) специальные (целевое использование).

Подавляющее большинство налогов являются общими, что обусловлено существованием принципа функционирования бюджетной системы РФ, определяющего общее покрытие расходов бюджета его доходами. Однако иногда устанавливаются особые налоги, предназначенные для финансирования не в целом расходной части бюджета, а лишь отдельных, строго определенных государственных задач. Так, гл. 24 НК РФ вводит единый социальный налог, зачисляемый в том числе и в государственные внебюджетные фонды - Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Применительно к целевым налогам, их взимание обусловлено конкретной социально значимой программой, реализация которой предусмотрена конкретными действующими федеральными законами. Также известно, что налог является индиви­дуально безвозмездным платежом, однако уплата целевого налога может быть в большей степени связана с некоторым встречным предоставлением. Таким образом, целевой налог

4) это налог, установление, введение и взимание которого обусловлено (полностью или в части) конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами, поступления от которого направляются исключительно на мероприятия по ее финансированию.