Понятие и особенности государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды - это денежные фонды, с помощью которых государство осуществляет финансовую деятельность, т.е. собирает, распределяет и использует средства для решения государственных задач.

В состав государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Г осударственные" внебюджетные фонды появились в финансовой системе России в начале 90-х г. ХХ в. Сначала был образован Пенсионный фонд РФ, а затем остальные фонды. Они были созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.

В соответствии с БК РФ (ст. 13) государственный внебюджетный фонд - «это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных права граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь».

Правовой статус государственных внебюджетных фондов определен в БК РФ, федеральных законах, устанавливающих доходы и расходные обязательства отдельных государственных внебюджетных фондов, в законах о бюджетах государственных внебюджетных фондов, в нормативных правовых актах Правительства РФ и целом ряде других актов.

Согласно п. 2 ст. 143 БК РФ правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяется федеральным законом в соответствии с БК РФ. Однако до настоящего времени такой федеральный закон не принят.

Государственные внебюджетных фонды входят в структуру бюджетной системы РФ (ст. 10 БК РФ). Они существуют на федеральном и региональном уровнях бюджетной системы РФ наряду с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

Государственные внебюджетные фонды, являясь частью бюджетной системы РФ, обладают рядом особенностей в сравнении с федеральным, региональными и местными бюджетами.

Во-первых, средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Это касается не только федеральных фондов, но и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ст. 143 БК РФ).

Во-вторых, сбор и контроль за поступлением платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляется тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет, т.е. налоговыми органами.

В-третьих, средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат (ст. 143 БК РФ).

В-четвертых, средства государственных внебюджетных фондов находятся в оперативном управлении государственных внебюджетных фондов.

Правовое регулирование мобилизации, распределения и использования средств государственных внебюджетных фондов осуществляется законодательными органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Указанные законодательные органы власти рассматривают и утверждают бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также отчеты об их исполнении (ст. 145, 149 БК РФ). Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В этих целях федеральный министр:

а) принимает нормативные акты по вопросам деятельности государственных внебюджетных фондов;

б) вносит в Правительство РФ по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного вне­бюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

в) вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов.

Бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов принимаются в форме законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год (ст. 145, 188 БК РФ). Отчеты об исполнении федеральных и территориальных государственных внебюджетных фондов также утверждаются в форме законов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ (ст. 148 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ определяет структуру доходов государственных внебюджетных фондов. Они формируются за счет:

16) обязательных платежей, установленных законодательством;

17) добровольных взносов физических и юридических лиц;

18) других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Законодательные и иные нормативные правовые акты определяют доходы каждого

государственного внебюджетного фонда в отдельности.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется на цели, предусмотренные законодательством РФ и субъектов РФ в соответствии с бюджетами этих фондов (ст. 147 БК РФ). В федеральных законах предусматриваются расходные обязательства РФ, т.е. обязанности Российской Федерации предоставить средства федеральных и территориальных государственных внебюджетных фондов соответствующим субъектам (п. 2 ст. 84, п. 2 ст. 85, ст. 6 БК РФ). Например, расходные обязательства Российской Федерации по выплате пенсий и пособий на погребение установлены в федеральных законах от 17 декабря 2001 г. 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 12 января 1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле». Эти расходные обязательства РФ учитываются при составлении соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов, т.е. утверждаются при принятии бюджетов в соответствующих суммах. Исполнение расходных обязательств РФ осуществляется в ходе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В настоящее время правовое регулирование государственных внебюджетных фондов представляет собой достаточно большой и относительно обособленный блок правовых норм. Это позволяет говорить о существовании в системе финансового права финансово­правового института государственных внебюджетных фондов. Институт государ­ственных внебюджетных фондов представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по формированию и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов. Нормы, составляющие этот институт могут быть объединены в следующие группы:

а) нормы, устанавливающие систему государственных внебюджетных фондов;

б) нормы, устанавливающие структуру доходов и направления расходов государственных внебюджетных фондов;

в) нормы, устанавливающие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Институт государственных внебюджетных фондов является комплексным. Он тесно связан с бюджетным правом как подотраслью права финансового и с институтом расходов государственных внебюджетных фондов, ибо включает в себя не только относительно автономные нормы, регулирующие правовой режим государственных внебюджетных фондов, но и нормы бюджетного права. Последнее, как известно, включает в себя нормы, регулирующие бюджетный процесс. А именно в ходе бюджетного процесса рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов (п. 2 ст. 192, ст. 188 БК РФ). Таким образом, та часть норм института государственных внебюджетных фондов, которая регулирует отношения по формированию бюджетов в плане их рассмотрения и утверждения, включает в себя нормы бюджетного права.

В настоящее время наблюдается все большая зависимость правового регулирования доходной части государственных внебюджетных фондов от расходной части федерального бюджета. Особенно ярко это проявляется на примере пенсионного фонда РФ.

Расходы государственных внебюджетных фондов - это денежные средства, выделяемые из бюджетов государственных внебюджетных фондов на цели, определенные законодательством РФ и субъектов РФ, регламентирующим их деятельность.

Правовой режим расходов государственных внебюджетных фондов определяется ежегодно принимаемыми законами о государственных внебюджетных фондах на предстоящий финансовый год, а также постановлениями Правительства РФ, приказами и инструкциями соответствующих государственных внебюджетных фондов. Однако в ближайшее время во исполнение п. 2 ст. 143 БК РФ должен быть принят федеральный закон о государственных внебюджетных фондах, который, в частности, определит

правовой режим расходования средств государственных внебюджетных фондов.

В большей части расходы государственных внебюджетных фондов базируются на основе расходных обязательств РФ и субъектов РФ, предусмотренных в соответствующих законах (п. 2 ст. 84, п. 2 ст. 85 БК РФ). Закон о бюджете федерального или территориального государственного внебюджетного фонда устанавливает

конкретные расходы, обеспечивающие расходные обязательства РФ или субъекта РФ, исполняемые за счет средств соответствующего государственного внебюджетного фонда. Эти конкретные расходы составляют бюджетные обязательства РФ или субъекта РФ (ст. 6 БК РФ).

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются путем

финансирования, т.е. путем безвозвратного и безвозмездного выделения финансовых ресурсов тем субъектам, с которыми непосредственно работает тот или иной фонд. Однако финансирование из государственных внебюджетных фондов производится в двух формах:

19) в форме прямого финансирования;

20) в форме финансирования путем зачета.

Прямое финансирование - это реальное выделение денежных средств на условиях безвозвратности и безвозмездности конкретным получателям этих средств.

Финансирование из государственных внебюджетных фондов путем зачета - это осуществление организацией (страхователем) расходов в счет начисленных предстоящих платежей (единого социального налога, страховых взносов на обязательное социальное страхование) в эти фонды. При прямом финансировании осуществляется реальное движение финансовых ресурсов из государственного внебюджетного фонда получателю этих средств, а при финансировании путем зачета реального движения финансовых ресурсов не происходит. Здесь получатель средств из государственного внебюджетного фонда просто уменьшает сумму начисленных ему предстоящих платежей в эти фонды на суммы предстоящих социальных выплат, т.е. своих расходов.