Подготовка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и актов о бюджете.

Подготовка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и актов о бюджете представляет собой завершающую стадию бюджетного процесса. На данной стадии происходит сопоставление результатов исполнения бюджетов с. теми показателями, которые были приняты на стадии их рассмотрения и утверждения. Целью здесь является придание бюджету и акту о нем статуса исполненного или неисполненного.

Подготовку, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и актов о них следует рассматривать в качестве разновидности последующего государственного или муниципального контроля, осуществляемого представительными органами (см. ст. 265 БК РФ). В связи с этим положения, касающиеся данной стадии, включены за­конодателем в разд. 9 БК РФ, регулирующий государственный и муниципальный финансовый контроль (ст. 271-280).

Основная работа по подготовке отчетов об исполнении бюджетов и актов о них осуществляется исполнительными органами. Согласно ст. 271 БК РФ отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет. Важным принципом составления отчета об исполнении бюджетов является разработка его в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при его утверждении (п. 2 ст. 272 БК РФ). Данное положение обеспечивает сопоставимость бюджетных показателей акта о бюджете на соответствующий финансовый год и отчета о его исполнении.

Начинается подготовка отчетов с получателей бюджетных средств. Именно они составляют годовые отчеты по доходам и расходам и передают их главным распорядителям. Главные распорядители обобщают полученные от получателей бюджетных средств отчеты. Отчет об исполнении бюджетов в целом составляют соответ­ствующие финансовые органы. На федеральном уровне этим занимается Федеральное казначейство, которое представляет подготовленный отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ.

Исполнительный орган направляет отчет об исполнении бюджета в соответствующий представительный орган. Предварительным этапом рассмотрения и утверждения любого бюджета является его внешняя проверка в соответствующих контрольно-счетных органах. Так, например, отчет об исполнении федерального бюджета подлежит проверке Счетной палатой РФ, которая должна дать по нему свое заключение (ст. 277, 278 БК РФ).

Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и актов о них осуществляется в форме законотворческого процесса, а сам отчет утверждается в форме закона (нормативного акта представительного органа местного самоуправления). Процедура рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета оп­ределена в ст. 279 БК РФ. Порядок рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении региональных и местных бюджетов и актов о них определяется соответственно в региональных и местных нормативных актах.

По итогам рассмотрения отчетов об исполнении бюджетов представительный орган принимает решение об утверждении отчета либо о его отклонении. Последствия отклонения отчета предусмотрены в ст. 273 БК РФ. Негативные последствия отклонения отчета могут наступать как для исполнительных органов в целом, так и для отдельных должностных лиц. Так, по результатам рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительный орган может возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему исполнительному органу. Должностные лица, виновные в не надлежащем исполнении бюджета, могут быть привлечены к ответственности после рассмотрения соответствующих материалов органами прокуратуры.