Аграрный строй империи Цин

Маньчжурское завоевание знаменовало собой победу феодаль­ной реакции в Китае, оно закрепило феодальные порядки и фео­дальную отсталость страны. Вместе с тем маньчжурским и ки­тайским феодалам приходилось считаться с последствиями ве­ликой крестьянской войны, сокрушившей династию Мин.

Первое время крестьяне не вносили налогов и не выполняли повинностей. Это положительно сказалось на экономическом развитии страны. Но по мере упрочения власти феодальной мо­нархии вновь развернулся процесс концентрации земель в ру­ках помещиков.

При Цинах сохранилось и стало более четким разделение земель на две категории — государственные и частновладель­ческие. К государственным землям относились обширные по­местья императорского дома, маньчжурской аристократии (на правах пожалования, передаваемого по наследству), команди­ров «восьмизнаменных» войск (маньчжурские войска состояли из восьми корпусов — «знамен»); земли военных поселений; земли, принадлежавшие храмам, монастырям, школам. Соб­ственностью государства считались леса, горы, пастбища.

Владения императорского дома и маньчжурской аристокра­тии сформировались в результате конфискаций, проведенных после завоевания главным образом на территории столичной провинции и в Шаньдуне, а также в районах расположения «восьмизнаменных» войск. Собственностью цинского дома счи­талась вся Маньчжурия, куда доступ китайцам был закрыт. Обширные территории плодородных земель Маньчжурии пусто­вали. Земли военных поселений были расположены вдоль гра­ниц империи и на вновь завоеванных территориях. Их обраба­тывали крестьяне — военные поселенцы. Государственные зем­ли не облагались налогами.

Однако земли, в той или иной форме являвшиеся собствен­ностью феодального государства, составляли меньшую часть

обрабатываемых земель Китая. Большинство обрабатываемых земель относилось к категории частновладельческих. Их соб­ственниками были феодалы-помещики, чиновники, купцы, рос­товщики, отчасти крестьяне. При этом неуклонно сокращалась площадь земли крестьян-собственников. Наблюдался процесс концентрации земель в руках крупных помещиков, который сочетался с сохранением большого числа мелких и средних по­мещиков. Частновладельческие земли могли свободно покупать­ся и продаваться.

Таким образом, формы землевладения в Китае были ины­ми, чем в Индии и некоторых других странах Азии. Если в Ин­дии основной формой феодальной собственности на землю была государственно-феодальная, то в Китае верховная собствен­ность императора на землю была уже подорвана и в значитель­ной мере являлась номинальной, там преобладала помещичья собственность как одна из разновидностей феодальной собствен­ности на землю.;

После укрепления власти династии Цин были проведены переписи населения и крестьянских хозяйств, на основе которых устанавливались налоги и феодальные повинности. Деревня была связана круговой порукой, системой объединения дворов в десятки, сотни и т. д.

В этих условиях крестьяне, лишившиеся земли или владею­щие незначительными клочками, вынуждены были арендовать землю у помещиков на кабальных условиях, зачастую отдавая большую часть урожая и нередко выполняя целый ряд других феодальных повинностей.

Основной формой эксплуатации крестьянства была феодаль­ная рента. Иногда это была, принудительная отработочная рен­та как результат переходящей из поколения в поколение наслед­ственной задолженности крестьянина помещику. В других слу­чаях за арендуемый клочок земли крестьянин обязан был безвозмездно работать на помещика. Но наибольшее распрост­ранение имела рента продуктами, или натуральная рента, со­четавшаяся с выполнением некоторых повинностей. В отдель­ных районах помещики взимали арендную плату в денежной форме.

Хотя юридически китайский крестьянин не являлся крепост­ным, фактически он был прикреплен к земле. Обработка земли считалась государственной обязанностью крестьян. Традиции, обычаи и религия запрещали, покидать родную деревню. «...Ис­точником феодальной эксплуатации китайского крестьянина,— указывал В. И. Ленин,— было прикрепление его к земле в той или иной форме; политическими выразителями этой эксплуата­ции были феодалы, все вместе и каждый порознь с богдыханом, как главой системы» *.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 21, с. 404.

Уклад жизни и быт китайской деревни, основанные на гос­подстве натурального хозяйства, оставались почти неизменны­ми из поколения в поколение. Земледелие сочеталось с заняти­ем ремеслами. Каждая крестьянская семья, как правило, сама удовлетворяла свои скудные потребности в хлопчатобумажных тканях и частично в других предметах ремесленного производ­ства.