Креновые системы

 

Назначение: приём в цистерны, перекачка и удаление за борт водяного балласта с целью выравнивания крена судна или создания искусственного крена.

Креновая система предусматривается в случае необходимости на судах, на которых может возникнуть опасное значение крена, которое не может быть оперативно устранено балластной системой – например, контейнеровозах, судах для перевозки нестандартных и крупногабаритных грузов.

Особое значение креновая система имеет на ледоколах, где она выполняет задачу раскачивания корпуса судна вокруг продольной оси с целью освобождения ледокола от сжатия льдов и облегчения его схода с кромки льда. Это достигается за счёт того, что креновая система при своей работе:

- способствует переводу статического трения об лёд в динамическое, уменьшая тем самым суммарную силу трения,

способствует разрушению льда изгибом в зоне его контакта с корпусом.

 

Требования.

Ни в одних Правилах классификационных учреждений нет положений, строго регламентирующих основные параметры креновых систем. На основании опыта проектирования и эксплуатации ледоколов можно сформулировать следующие рекомендации к проектированию:

1. Возможность создания крена (6÷8)°.

2. Время перекачки балласта должно лежать в пределах (1,5÷5) мин.

3. Креновая система не должна оказывать влияния на дифферент. Для этого следует располагать креновые цистерны симметрично мидель-шпангоута.

4. Креновая система должна работать с минимальным количеством балласта. Для этого следует располагать креновые цистерны в наиболее широкой средней части корпуса судна (чтобы обеспечить возможно большее плечо кренящей силы) и как можно выше - как правило, между верхней и нижней палубами (чтобы снизить поперечную остойчивость).

5. Работа креновой системы ледоколов для раскачивания судна с заданным периодом наклонения должна осуществляться автоматически.

 

Компоновка.

Как правило, на современных ледоколах креновая система проектируется по автономному принципу (рис. 1.6.5).

Креновые цистерны 1 располагаются попарно по бортам симметрично мидель-шпангоута. Каждая пара цистерн соединяется отдельным трубопроводом 6 и обслуживается отдельным осевым реверсивным насосом 8. В качестве арматуры в системе используются клинкетные задвижки 3 и поворотные затворы 5. По обеим сторонам насоса устанавливаются линзовые компенсаторы 7 для предотвращения смещения насоса и деформации трубопроводов при сжатии корпуса судна во льдах. Предусматривается возможность обслуживания креновых цистерн балластным насосом, для чего трубопровод креновой системы соединяется с трубопроводом балластной системы 4. Система может заполняться водой и опорожняться через кингстон, расположенный в ледовом ящике 2.

Рис. 1.6.5. Принципиальная схема креновой системы ледокола.