В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Своеобразие генезиса психологии Республики Беларусь обусловлено совокупностью социально-экономических и культурных факторов развития белорусского народа.
Датой рождения психологии в Беларуси историки считают 1823 г., когда Л. Выготский создал в Гомеле исследовательский кабинет, где разрабатывались вопросы детской психологии, этнической психологии, психология искусства.
Первоначально психологическое знание Беларуси развивалось в теснейшей связи с мировым знанием. Общемировой интерес к повышению эффективности труда привел к организации и функционированию в Минске (1925 – 1929) Центральной психотехнической лаборатории (Гайваронский, Василейский, Вержбалович).
На рубеже 20-30-х гг. происходит колонизация марксизма-ленинизма, обусловившая разрыв между декларируемыми теоретическими догмами и конкретной практикой. Наиболее сокрушительный удар получила отечественная психология в связи с выходом Постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросса». 4 июля 1936 г. этим постановлением психология была фактически запрещена и развивалась неофициально.
Возрождение психологических знаний происходит после 50-х гг. во второй половине XX века. Активизация психологии в БССР в этот период была вызвана социальным заказом системы народного образования. Первые попытки создания психологической службы в образовательной системе связаны с появлением отделения логики, психологии и русского языка на факультете философии БГУ (1947). Одним из организаторов этого отделения была Е.П. Ересь, в последующем заведующая кафедрой.
Организация первой самостоятельной кафедры психологии датируется 1950 г. Она была сформирована в Минске (Белорусский государственный педагогический институт). С упразднением преподавания психологии в школах (1955) отделение логики в БГПУ было расформировано вообще, а кафедра психологии трансформирована в кафедру педагогики и психологии (1956). Лишь в 1964 г. в МПУ им. Горького создается общеинститутская кафедра.
Особенностью психологических исследований в Беларуси являлась их направленность на решение проблем, связанных с реформой и перестройкой средней школы. Несмотря на высокий уровень научно-теоретических знаний, отсутствовала связь с практикой, отсутствовала штатная единица практического психолога в учреждении образования.
В связи с необходимостью качественной масштабной подготовки психологов в суверенной республике Беларусь указом Министерства образования «О подготовке кадров психологов в БГУ и БГПИ» 26.03.1993 г. было введено базовое психологическое образование.
Основные научные направления психологии в Республике Беларусь.
Теоретические и методологические проблемы психологии в области социальной психологии разрабатывает плеяда талантливых ученых.
Так, Н. Т. Ерчак (1945). Основное направление его научных исследований – психология речи на родном и иностранном языках. Вместе с сотрудниками кафедры психологии МГЛУ длительное время занимался проблемами синтезированной речи, распознавания индивидуально-психологических особенностей личности по ее речевым характеристикам. В ходе исследования профессиональной речи учителей им была предложена новая концепция внутренней речи, рассмотрена проблема понимания и взаимоотношения, выделены и приведены в систему основные речевые качества. Опубликовано более 45 работ.
Я. Л. Коломинский (1934). Опубликовано свыше 400 научных, учебных и научно-популярных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. Экспериментальные и теоретические исследования Я. Коломинского положили начало новым отраслям психологической науки – возрастной и педагогической социальной психологии. Под его руководством возникла научная школа (защищено 40 кандидатских и 5 докторских диссертаций).
Развивая идеи Л. Выготского, Я. Коломинский разработал социально-психологическую концепцию онтогенеза.
В исследованиях Я. Коломинского разработана система описательных и объяснительных понятий, характеризующих общие и возрастные закономерности динамики, структура и содержание межличностных отношений в малых группах; разработаны новые методические приемы их обнаружения.
В работах Я. Коломинского сформулирована оригинальная концепция педагогического взаимодействия, разработана типология педагогического взаимодействия на основе соотношения внутренней, мотивационно-потребностной основе педагогического взаимодействия (педагогическое отношение) и внешнего поведенческого компонента (педагогическое общение).
Я. Коломинский разработал концепцию психологической культурологии, которая включает систему понятий, описывающих основные виды и уровни психологической культуры личности.
Область научных интересов Г. М. Кучинского (1945) – президента с 1993 г. Белорусского республиканского общества психологов: речь, диалог, мышление, сознание личности, методологические основания психологического познания.
В исследованиях Г.М. Кучинского внутренний диалог последовательно рассматривается как одна из форм речевого общения человека с самим собой, наряду с другими формами, такими, как внутренний диалог и пр. Внутренний диалог представлен в неразрывном единстве с различными формами непосредственного межличностного речевого общения. Важным моментом является исследование соотношения понятий «внутренний диалог» и «внутренняя речь», показавшее их несовпадение.
Впервые Кучинским осуществлено исследование возникновения и развития внутреннего диалога в раннем онтогенезе и показана его взаимосвязь с развитием общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Предпринята попытка исследовать систему личностных функций внутреннего диалога, что позволило достаточно полно охватить различные аспекты участия внутреннего диалога в жизнедеятельности личности, рассмотреть коммуникативные, регуляторные и познавательные функции внутреннего диалога личности. Выявлены качественные особенности различных смысловых позиций личности, взаимодействующих в ее внутреннем диалоге, что дало возможность определить специфику различных форм участия внутреннего диалога в регуляции поведения человека.
Л. А. Пергаменщик (1946). С 1991 г. участвовал в реализации государственной программы «Социально-психологическая реабилитация и социально-правовая защита детей и подростков, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС». С 1993 г. – директор Центра психолого-педагогических проблем Чернобыля. В 1992 г. под его научно-методическим руководством Центр приступил к организации центров (пунктов) психологической помощи и поддержки в различных городах и населенных пунктах. Л. Пергаменщик стоял у истоков создания научно-практического направления – «кризисная психология». Он – автор более 100 монографий, книг, методических пособий, статей.
Л. Н. Рожина (1935). Научные труды Л. Рожиной ценны своей практической направленностью. В их основе – идея автора о том, что широкий культурный контекст является важным условием глубокого усвоения знаний, их восприятия как взаимосвязанного целого, включающего множество смысловых связей, открывающих возможность рассматривать научную информацию в новых аспектах. С лекциями по истории советской психологии и истории художественной культуры России и Белоруссии она выступала в США, Австрии, Чехословакии, Польше, Германии и др. странах. Под руководством профессора Л. Рожиной в Республике Беларусь была открыта специальность «Практическая психология» и начата подготовка магистров по специальности «Психология».
В результате теоретических и экспериментальных исследований Л. Рожиной и ее учеников возникло новое направление – «Художественное познание психики человека реципиентом». Опубликовано более 200 ее работ.
В. А. Янчук (1954). В 2001 г. организовал факультет психологии в АПО, деканом которого является и в настоящее время.
Сфера его научных интересов первоначально была связана с проблемой социальной саморегуляции поведения личности, а в последующем – с методологическими проблемами психологии и персонологии. Докторская диссертация В.А. Янчука посвящена теме «Интегративно-эклектический подход к проблеме методологических оснований, теории и метода в современной социальной психологии и персонологии» (2001).
Автор 130 научных публикаций, 20 из которых вышли за рубежом.
Теоретические и методологические проблемы психологии в области возрастной и педагогической психологии сегодня в Беларуси разрабатывает группа талантливых ученых.
Б. А. Бенедиктов (1918) исследовал широкий круг актуальных проблем высшей школы: организацию учебно-воспитательного процесса и управление им; развитие памяти и мышления и их взаимосвязь в процессе усвоения учебного материала; психологические трудности в воспитании будущих специалистов и специфика воспитания в студенческом возрасте; совершенствование эмоционально-волевых свойств личности, психических состояний, формирование характера, развитие способностей и др.
Ф. И. Иващенко (1920) разработаны две оригинальные методики, составлены две профессиограммы – агронома и механизатора. По инициативе Ф. Иващенко с привлечением психологов Москвы, Ленинграда и Минска составлены три пособия для учителей и мастеров производственного обучения.
С 1991 г. занимается исследованием психологических проблем воспитания: структуры деятельности воспитателя, особенности его целеобразования и психологического контакта с учащимися, понимание детьми целей воспитателя, творчеством в деятельности воспитателя. Опубликовал 150 научных работ.
Е. С. Слепович (1951) избрана членом-корреспондентом Академии образования РБ. Первый в РБ кандидат психологических наук, доктор психологических наук в области коррекционной (специальной) психологии. Большая часть исследований посвящена психологии детей с легкими отклонениями в развитии. Принимала активное участие в создании сети специальных учреждений для детей с задержкой психического развития. Имеет около 100 публикаций.
И. А. Фурманов (1960). Сфера научных исследований: детская агрессивность, нарушения поведения у детей подросткового и юношеского возраста, психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Опубликовал 110 научных трудов.
Теоретические и методологические проблемы психологии в особых условиях разрабатывает группа талантливых ученых.
Так, Л. А. Кандыбович (1934) провел психологический анализ процесса формирования профессиональной готовности курсантов к службе, обосновал психологические условия его эффективности; установил степень влияния военно-профессиональной ориентации молодежи и отбора в вузы на эффективность формирования профессиональной готовности. Раскрыл понятие профессиональной готовности, определил ее психологический механизм, структуру и этапы формирования в условиях военно-учебного заведения.
В соавторстве с М. И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович подготовил «Краткий психологический словарь» – первый психологический словарь для работников образования, получивший Диплом 1 степени на конкурсе лучших учебных пособий и книг.
В 1998 – 1999 учебном году в БГПУ им. М. Танка Л. Кандыбович впервые прочитал авторский курс «История психологии в Беларуси».
Л. Кандыбович является профессором, действительным членом Академии образования РБ, академиком Международной академии информационных процессов и академиком Международной психологической академии. Имеет 150 публикаций.
Основным видом деятельности В. М. Козубовского (1937 – 2009). Являлась преподавательская работа в системе повышения квалификации высших управленческих кадров, сотрудников предприятий и фирм, обучение студентов вузов. Направления этой деятельности: кадровый менеджмент, оперативная диагностика скрытых намерений делового партнера, технология формирования имиджа в процессе избирательных кампаний и в повседневной работе руководителя, поведение личности в экстремальных условиях, психология инновационной деятельности и управленческого риска, технологии управленческого успеха.
М. А. Кремень (1932). С 1997 г. – профессор кафедры «Психология управления» Академии управления при Президенте РБ. Является ведущим специалистом в областях авиационной психологии, инженерной психологии, психологии управления. Имеет более 200 публикаций.
А. Н. Пастушеня (1954) создал, работая в Управлении по исправительным делам МВД РБ, психологическую службу в уголовно-исполнительной системе республики, преподавал в вузах, где проходила подготовка практических психологов системы. Возглавлял созданную в Академии МВД кафедру психологии и педагогики. Был назначен заместителем начальника Управления по исправительным делам МВД. Трехлетний период работы на этой должности был посвящен развитию воспитательной и психологической служб уголовно-воспитательной системы республики, совершенствованию нормативной базы, развитию системы подготовки кадров.
В сферу научных интересов А. Н. Пастушени входят методология юридической психологии, психология личности, криминальная, исправительная и превентивная психология, теория и практика судебно-психологической экспертизы, психология управления, проблемы психологии социального поведения, исправительная педагогика, психологическая коррекция личности, криминология, уголовное и уголовно-исправительное право.
В целом, можно констатировать, что развитие психологической мысли в нашей республике набирает все большие темпы как в области теоретических, так и практических разработок.