Регистрация общественного объединения.

Регистрационные отношения возникают в процессе организационного оформления статуса объединения и наделения его правами и обязанностями юридического лица.

Субъектами административно-правовых отношений в этом случае, с одной стороны, выступают федеральное Министерство юстиции или его территориальные органы в субъектах РФ (Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области с 2009 г., а с другой — учредители общественного объединения: физические и юридические лица.

Регистрационные отношения носят факультативный (не обязательный) характер, т.е. деятельность объединения не обусловлена фактом его регистрации. Такие отношения возникают, если учредители желают наделить объединение правоспособностью юридического лица.

При этом общественные объединения несут ответственность за противоправные действия независимо от того, зарегистрированы они или нет.

Государственная регистрация международных и общероссийских общественных объединений осуществляется в Министерстве юстиции РФ. Регистрация остальных объединений происходит в территориальных органах юстиции в субъектах РФ.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

9) заявление о включении общественного объединения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Представляют интерес нормы закона, регулирующие деятельность общественных объединений, являющихся т.н. иностранными агентами. Они содержатся в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане. Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

1) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с законом;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об общественных объединениях» общественное объединение может не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает права юридического лица (а значит, права выступать от себя лично, опосредуя его членов или участников). Кроме того, без зарегистрированного (а значит, признанного) государством устава невозможно существование общественного объединения, исходя из его определения, данного названным законом. Отсюда следует, что общественное объединение считается возникшим с момента его регистрации Министерством юстиции РФ. С этого же момента возникает и их административная правосубъектность (способность быть субъектом административно-правовых отношений).

Общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны. Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики общественных объединений не могут быть использованы эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в Российской Федерации общественных объединений, эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Символика общественных объединений подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения могут учреждать награды (почетные звания, медали и знаки отличия) и иные виды поощрения за личные и коллективные заслуги. Награды общественных объединений не должны иметь аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами Российской Федерации, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления.

Комплекс основных прав и обязанностей общественных объединений устанавливается соответственно ст. 27 и 29 Закона РФ «Об общественных объединениях».

Общественные объединения имеют право:

-свободно распространять информацию о своей деятельности;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;

- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

- участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).

Общественные объединения обязаны:

-соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;

-публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

-ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

-представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

-допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

-содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Элементом административно-правового статуса общественных объединений является административная правоспособность и административная дееспособность.

Если у граждан сначала возникает административная правоспособность, а лишь с достижением определенного возраста государство признает за ним способность своими действиями реализовать эти права и выполнять обязанности (дееспособность), то с общественными объединениями дело обстоит несколько иначе. Понятно, что административная правоспособность общественного объединения возникает с момента регистрации его устава. Однако в отличие от граждан, государство с этого же момента признает способность общественного объединения реализовать свои права и выполнять свои обязанности. Таким образом, административная правоспособность и административная дееспособность у общественного объединения появляется одновременно – с момента его возникновения. Это обстоятельство дает основания объединить две названные категории в одну – административную праводееспособность (правосубъектность).

Органы юстиции осуществляют контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. В связи с этим, данные органы имеют право:

1) запрашивать распорядительные документы объединений;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях, кроме творческих мероприятий, фестивалей, научных симпозиумов и тому подобных акций объединений, действующих в сфере культуры.

Органы Прокуратуры РФ осуществляют надзор за соблюдением общественными объединениями действующего законодательства.

Законом предусмотрено два случая применения санкций к общественным объединениям:

-выявление нарушения законодательства Российской Федерации;

- совершение действий, противоречащих их уставным целям.

В этих случаях орган, регистрирующий общественное объединение, Генеральный прокурор или подчиненные ему прокуроры могут внести в руководящий орган объединения представление, в котором должны быть указаны допущенные нарушения и установлен срок их устранения. Если указанные нарушения не будут устранены, то орган, внесший представление, может приостановить деятельность объединения на срок до 6 месяцев.

В случае приостановления деятельности общественное объединение сохраняет некоторые правомочия юридического лица, в частности, оно вправе использовать денежные вклады в банках, предназначенные для финансирования хозяйственной деятельности и обязательств по трудовым договорам.

Таким образом, приостановление деятельности общественного объединения не влечет за собой запрета предпринимательской и производственно-творческой деятельности, тогда как факт ликвидации означает утрату всех правомочий юридического лица. Принять решение о ликвидации или запрете деятельности объединения может только суд.

 

§3 Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений

 

Объем полномочий различных общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений неодинаков. Чаще всего в административно-правовых отношениях они выступают в качестве стороны, обязанной выполнять правовые предписания уполномоченных органов государства. Общественные же объединения, наделенные функциями органов государственного управления, могут выступать в административно-правовых отношениях в качестве субъекта управления, уполномоченного давать другой стороне обязательные к исполнению предписания.

В установленных законом случаях некоторые общественные объединения вступают в административно-правовые отношения как субъекты, обладающие правом самостоятельно применять меры административного воздействия. Следует заметить, что обозначилась тенденция сужения круга таких правоотношений. В соответствии с законом РФ «Об общественных объединениях» признаны недействующими или утратившими силу в РФ нормативные акты, наделявшие государственно-властными полномочиями товарищеские суды, комиссии по борьбе с пьянством, общественные пункты охраны порядка и т. д.

Вместе с тем Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (ст. 45) наделил государственно-властными полномочиями общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Объем полномочий различных общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений определяется актами государственных органов, а не уставами самих организаций. В этих актах предусматриваются правомочия общественных объединений в сфере государственного управления, виды административно-правовых отношений, участниками которых они могут быть.

Административно-правовые отношения с участием общественных объединений складываются не внутри этих объединений, а за их пределами, т. е. там, где они взаимодействуют с органами государственного управления. В этой сфере общественные объединения могут выступать в качестве различных сторон в административно-правовых отношениях, а именно, они могут быть стороной:

а)обязанной выполнять общие правила поведения, устанавливаемые органами государственного управления (это наиболее распространенный вид правоотношений, например, соблюдение противопожарных правил и т. д.);

б) обязывающей выполнять формулируемые ими требования. Эти требования могут быть адресованы как органам управления, должностным лицам, так и гражданам (исключения, связанные с реализацией делегированный им части государственно-властных полномочий государством, – издание профсоюзами правил по вопросу применения законодательства о труде);

в) с которой соответствующие органы обязаны предварительно согласовать принимаемые решения (это своего рода «горизонтали», например, профсоюзы и администрация предприятия по поводу увольнения с работы);

г) осуществляющей контроль за работой государственных учреждений, предприятий по вопросам торговли, коммунально-бытового обслуживания, здравоохранения и т. п. (раньше таких правоотношений было достаточно много – народный контроль, общественный контроль профсоюзов и т. д., в настоящее время меньше – органы территориального общественного управления и т. д.);

д) с которой соответствующие органы государственного управления обязаны совместно рассматривать те или иные вопросы (вопросы организации труда администрация предприятия устанавливает только совместно с профсоюзами и т. д.);

е) в административно-правовых отношениях имущественного характера (государство передает управление курортами и санаториями профсоюзам);

ж) в правоотношениях, связанных с осуществлением переданных в их ведение функций государственных органов (санаторно-курортное обслуживание, где общественные объединения являются, как правило, управляющей стороной.

9 ноября 2005 г. принят Федеральный Закон «О государственной службе российского казачества» № 154-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст.7 указанного закона, федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований для оказания им содействия в осуществлении установленных задач и функций вправе привлекать членов казачьих обществ в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) с казачьими обществами.

Российское казачество в установленном порядке:

1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Порядок принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, а также форма одежды, знаки различия, чины и форма удостоверения члена казачьего общества не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации.

7.1. Член казачьего общества, осужденный за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, может быть лишен специального звания (чина члена казачьего общества) по приговору суда.

К сожалению, за рамками правового регулирования указанного закона остался главный вопрос: может ли содержание договора (соглашения) составлять оказание членами казачьих обществ содействия органам государственной власти (местного самоуправления) путем делегирования им государственно-властных полномочий? Вместе с тем вопрос о делегировании общественным объединениям государственно-властных полномочий является дискуссионным.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какими федеральными законами регулируется деятельность общественных объединений?

2. Какие организационно-правовые формы общественных объединений граждан закреплены законом?

3. Как возникает правоспособность общественного объединения ?

4. Кто может быть членом общественного объединения?

5. В каком случае происходит государственная регистрация общественного объединения?

6. Каков порядок государственной регистрации общественного объединения?

7. В каком случае может быть отказано в регистрации общественного объединения?

8. Какие ограничения содержит закон в отношении символики общественных объединений?

9. Каковы права общественных объединений?

10. Назовите обязанности общественных объединений

11. Какие органы государства осуществляют контроль и надзор за деятельностью общественных объединений?

 

Глава 5 Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция

 

§1. Федеральные органы исполнительной власти: статус, полномочия, система

 

Конституция не устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти России. Нет и федерального закона, специально посвященного федеральным органам исполнительной власти. Однако в ст. 112 Конституции РФ указано, что после назначения на должность Председатель Правительства представляет Президенту предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с этим предложением Президент своим указом утверждает структуру исполнительной власти РФ.

В настоящее время система органов исполнительной власти РФ утверждена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636"О структуре федеральных органов исполнительной власти". В нем система федеральных органов исполнительной власти представлена следующими структурными звеньями:

· Правительство РФ

· федеральные министерства

· федеральные службы

· федеральные агентства

Некоторые государственные органы, занимающие особое место в системе исполнительной власти, приравнены по статусу к федераль­ным агентствам (Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Установлено, что федеральное министерство осуществляет функ­ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правитель­ства РФ сфере деятельности. При этом подчеркнуто, что министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в соответствую­щей сфере, за исключением вопросов, регулируемых законодательны­ми актами, а также актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельно­сти отнесенных к его ведению федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство РФ проекты положений об этих орга­нах, о штатной численности и оплате труда их работников; утверждает ежегодные планы и показатели деятельности этих служб и агентств; да­ет поручения этим органам и контролирует их исполнение; назначает на должности заместителей руководителей этих служб и агентств (за ис­ключением назначаемых Правительством РФ), имеет право отменять противоречащие законодательству решения этих лиц.

Федеральные министры вправе:

давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания;

приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

Министерство не осуществляет функции государственного надзора и государственного контроля (они возложены на федеральные службы по надзору) и управление объектами федеральной собственности (госу­дарственным имуществом), поскольку эта функция отнесена к ведению федеральных агентств. Министерство также не осуществляет право­применительные функции, т. е. не разрешает конкретные дела, связанные с применением нормативных правовых актов, в том числе приня­тых самим министерством.

В свою очередь, федеральные службы по надзору выполняют лишь правоприменительные функции в установленной для них сфере дея­тельности и не имеют права управлять федеральным имуществом и ока­зывать государственные услуги, за исключением случаев, установлен­ных актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральные агентства не вправе осуществлять надзор и контроль и нормативно-правовое регулирование в пределах определенных для них функций по управлению федеральным имуществом, закрепленным за находящимися в их ведении федеральными государственными уни­тарными предприятиями, казенными предприятиями и государствен­ными учреждениями, а также функций по оказанию государственных услуг безвозмездно или по регулируемым государством ценам. Исклю­чение составляют предписанные актами Правительства РФ и Прези­дента РФ нормативные функции некоторых агентств (так же как и фе­деральных служб, находящихся в непосредственном ведении Прави­тельства РФ).

Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти ныне представляет трехзвенный комплекс:

1) федеральные ми­нистерства, осуществляющие нормативно-правовое регулирование, руководство, координацию, определение планов подведомственных ор­ганов, контроль за их деятельностью;

2) федеральные агентства, осуще­ствляющие непосредственное (оперативное) управление федеральным имуществом и деятельностью соответствующих государственных пред­приятий и учреждений; оказание государственных услуг различного свойства гражданам и организациям (неопределенному числу лиц), со­ответствующие правоприменительные функции, выражающиеся в при­нятии индивидуальных правовых актов;

3) федеральные службы, осу­ществляющие государственный надзор и государственный контроль, применяющие меры административного воздействия за нарушение требований законодательства и тем самым отвечающие за обеспечение законности и государственной дисциплины в соответствующей области общественной жизни.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъектов РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.

Высшим исполнительным органом государственной власти РФ является Правительство РФ. Правовую основу деятельности составляет Конституция РФ и федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ», принятый в 1997 г.

Деятельность Правительства направлена на организацию исполнения Конституции РФ, законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, систематического контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, указанных правовых документов и принятие мер по устранению нарушений законодательства.

Правительство – это коллегиальный орган, состоящий из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель назначается Президентом с согласия государственной Думы. Его освобождение от должности также осуществляет Президент по заявлению Председателя об отставке либо в случае невозможности выполнения им своих полномочий. Освобождение Председателя от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства в целом. Президент вправе поручить одному из заместителей Председателя исполнение обязанностей Председателя до назначения нового. Это исполнение обязанностей может длиться до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства.

Заместители Председателя и федеральные министры по предложению Председателя назначаются на должность Президентом и освобождаются от должности. Полномочия Правительства многообразны.

К числу общих полномочий Правительства отнесены: организация осуществления внутренней и внешней политики РФ; регулирование в социально-экономической сфере; формирование федеральных целевых программ; обеспечение реализации этих программ; реализация Правительством предоставленного ему права законодательной инициативы.

Свои полномочия Правительство реализует через правовые акты: постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Обе формы правовых актов подписывает Председатель Правительства.

Постановления Правительства, если они не содержат сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого обнародования доводятся безотлагательно через СМИ. Постановления, затрагивающие права и свободы, а также обязанности гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если не предусмотрен иной срок Правительством. Распоряжения вступают в силу со дня их подписания.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Его возглавляет Руководитель Аппарата - заместитель Председателя Правительства или федеральный министр.

Важным звеном в системе федеральных органов исполнительной власти являются федеральные службы — федеральные органы исполни­тельной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за со­блюдением законодательства в определенной сфере, а также специаль­ные функции, установленные для данной службы.

Федеральные службы, учитывая их задачи и функции, можно разделить на следующие группы.

1. Федеральные службы, осуществляющие специальные функции в области оборонного комплекса, обеспечения государственной безо­пасности и находящиеся в ведении Президента РФ.

Эти службы - ФСБ России, СВР России, ФСКН России, ФСО России и некоторые другие — осуществляют нормативное регулирова­ние в порученной сфере деятельности, а также функции контроля и над­зора и оперативного управления подведомственными организациями.

2.Вторую группу федеральных служб представляют службы, нахо­дящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ и также со­вмещающие нормативно-регулирующие и надзорно-контрольные фун­кции

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по оборонному заказу

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Федеральная таможенная служба

Федеральная служба по тарифам

Федеральная служба по финансовым рынкам

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору)

Сфера контрольно-надзорных полномочий ФАС России определе­на следующим образом:

соблюдение коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполни­тельной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления ан­тимонопольного законодательства, а также законодательства о естест­венных монополиях и рекламе;

соблюдение требований обеспечения доступа на рынки услуг есте­ственных монополий и ряда иных требований антимонопольного законодательства;

законность действий субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии и др.

ФАС России выдает соответствующие заключения и предписания, осуществляет согласование создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством; согласование приобретения ак­ций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций в установ­ленных законодательством случаях.

ФАС России ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

К нормативно-регулирующим и кон­трольно-надзорным функциям ФАС России отнесена функция по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Таким образом, в данном органе совмещены все функции управле­ния, что не свойственно другим федеральным службам.

3. Третью группу служб составляют федеральные органы исполни­тельной власти, находящиеся в ведении федеральных министерств и осуществляющие контрольно-надзорные функции, не совмещая их с иными функциями.

В ведении Минфина России находятся федеральные службы: Федеральная налоговая служба

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральное казначейство ( на правах федеральной службы)

В ведении Министерства транспорта РФ находится Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

В ведении Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации-

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

В ведении Министерства сельского хозяйства РФ — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

В ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находится

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

В ведении Минюста находятся: Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Приведенный перечень федеральных служб свидетельствует о том, что контролю и надзору за соблюдением требований законодательства во всех областях хозяйственной и социально-культурной жизни отво­дится значительная роль.

Основными функциями данной группы федеральных служб, как уже указывалось, являются осуществление контроля и надзора за соблюде­нием требований законодательства, норм и правил, установленных зако­нами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, а также фе­деральных министерств; лицензирование отдельных видов деятельности; выдача разрешений на определенный вид деятельности или производство определенных работ; государственная регистрация определенных объек­тов и прав (например, прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Особая функция федеральных служб — при осуществлении надзорно-контрольных полномочий применять меры административного пре­сечения и административного наказания, предусмотренные КоАП РФ, в том числе такие меры пресечения, как арест имущества юридического лица, задержание транспортного средства, временный запрет деятельно­сти цехов, филиалов, отдельных агрегатов, эксплуатация которых может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, окружающей среде, санитар­но-эпидемиологическому благополучию населения.

Например, почти во всех положениях о перечисленных выше феде­ральных службах при определении полномочий этих органов имеется пункт следующего содержания: «в порядке и в случаях, предусмотрен­ных законодательством Российской Федерации, применять в установ­ленной сфере деятельности меры профилактического или пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридиче­скими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений».

Как правило, федеральные службы (в отличие от министерств) имеют свои территориальные и (или) региональные органы, функции и полномо­чия которых определены соответствующими федеральными органами.

Руководитель федеральной службы, осуществляющей контроль­но-надзорные полномочия, по общему правилу является главным госу­дарственным инспектором в соответствующей сфере, а заместители руководителя — заместителями главного государственного инспектора. В централизованном порядке этим должностным лицам подчинены главные государственные инспекторы субъектов РФ, возглавляющие территориальные органы федеральных служб. В указанных органах действуют также старшие инспекторы. Полномочия государственных инспекторов определены либо федеральными законами (например, Фе­деральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), либо нормативными правовыми актами Правительст­ва РФ или федеральных министерств.

Федеральные агентствафедеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление государственным имуществом в определенной сфере (лесного хозяйства, рыболовства, промышленно­сти, здравоохранения, культуры, образования и т. д.), по оказанию госу­дарственных услуг (непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации) гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной поддержки населения и в других областях, установленных федеральным законом (безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам). Федеральные агентства выполняют и иные правоприменительные функции.

Федеральное агентство осуществляет в установленном порядке пол­номочия собственника в отношении имущества федеральных государст­венных унитарных предприятий, федеральных государственных учреж­дений, подведомственных агентству (перечень таких предприятий и уч­реждений по каждому агентству определяется Правительством РФ).

Большинство федеральных агентств находится в ведении федераль­ных министерств.

В непосредственном ведении Правительства РФ на­ходятся Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации. Особенность статуса этих агентств заключается в том, что они дополнительно наделены пол­номочиями самостоятельно осуществлять правовое регулирование в установленной для них сфере деятельности.

Вместе с тем федеральные агентства не имеют права осуществлять государственный надзор и контроль, а их должностные лица не вправе осуществлять административно-юрисдикционные и иные правоограничительные функции, если это специально не предусмотрено указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

В этом смысле исключение представляют полномочия Федерально­го агентства по управлению федеральным имуществом, к функциям ко­торого отнесены лицензирование оценочной деятельности и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий; осуществление пол­номочий государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральными законами «Об акционерных общест­вах» и «О несостоятельности (банкротстве). К ведению данного Агент­ства отнесен контроль за управлением, распоряжением, использовани­ем и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государствен­ных учреждений.

Рассмотрев статус федеральных органов исполнительной власти, их общие функции и полномочия, целесообразно сгруппировать эти органы применительно к основным сферам государственного управления.

В системе федеральных органов исполнительной вла­сти можно выделить следующие управленческие блоки: финансово-эко­номический; управляющий хозяйственными комплексами; управляю­щий в сфере социально-культурной деятельности; обеспечивающий го­сударственное управление в сфере защиты конституционного строя, суверенитета, обороны страны, государственной и общественной безо­пасности, внешнеполитической деятельности, юстиции.

1. В финансово-экономический блок входят:

Министерство экономического развития Российской Федерации и находя­щиеся в его ведении

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство финансов Российской Федерации и находящиеся в его ведении

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Министерство регионального развития Российской Федерации(учитывая его функции в отношении экономического развития регионов).

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, переданы функции Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие функции на территории Дальневосточного федерального округа: координирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации); контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этот же блок следует включить находящиеся в ведении Прави­тельства РФ федеральные службы: антимонопольную, таможенную, по тарифам, по финансовым рынкам, государственной статистики.

2. В блок, обеспечивающий государственное управление в отрас­лях народного хозяйства, входят:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с находящимися в его веде­нии

Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования

Федеральным агентством водных ресурсов

Федеральным агентством лесного хозяйства

Федеральным агентством по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

Министерство энергетики РФ.

К этом блоку от­носятся Федеральное космическое агентство , находящееся в ведении Правительства РФ;

Министерство транспорта Российской Федерации с находящимися в его ведении:

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта

Федеральным агентство воздушного транспорта

Федеральным дорожным агентством

Федеральным агентством железнодорожного транспорта

Федеральным агентством морского и речного транспорта

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в состав которого входят:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Федеральное агентство связи

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в состав которого входят:

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

3. В блок, обеспечивающий государственное управление в соци­ально-культурной сфере, входят:

Министерство образования и науки Российской Федерации:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральное агентство по делам молодежи

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное архивное агентство

Федеральное агентство по туризму

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Министерство спорта Российской Федерации

4. Блок, обеспечивающий государственное управление в сфере за­щиты конституционного строя, обороны, обеспечения государственной и общественной безопасности, внешнеполитической деятельности, юс­тиции, включает:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Федеральное агентство специального строительства

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации:

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Федеральные службы РФ, находящиеся в непосредственном веде­нии Президента РФ (безопасности, внешней разведки, охраны, по кон­тролю за оборотом наркотиков, фельдъегерская).

 

§2. Система органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов РФ

 

Кроме федеральных органов государственного управления, в единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ), что обычно констатируется и в уста­вах и других законах субъектов Федерации. Система органов государственной власти, в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представитель­ных и исполнительных органов государственной власти, уста­новленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).

В субъекте РФ устанавливается система органов исполни­тельной власти во главе с высшим исполнительным органом госу­дарственной власти субъекта РФ,возглавляемым руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может уста­навливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, а наименование этой должности устанавливается с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъек­та РФ. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъек­тах РФ — губернаторами или просто главами администрации субъекта РФ (края, области и т. д.).

В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями, системы исполнительной власти субъекта выступают губернатор (края или области), пра­вительство (края, области), областные и территориальные испол­нительные органы государственной власти (края или области).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (президент республики, губернатор или глава администрации края или области) возглавляет высший исполнительный орган госу­дарственной власти субъекта РФ.

В Самарской области Губернатор формально не является Председателем Правительства, им является Вице-губернатор Председатель Правительства Самарской области . Второй Вице-губернатор – глава Администрации Губернатора. При этом по всем нормативным правовым документам (Включая Устав СО) Губернатор значится как Председатель Правительства.

Федеральный закон принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2012 года.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2012 года) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.

В субъектах Российской Федерации кандидатов должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов также должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований и избранных на выборах глав внутригородских муниципальных образований. При этом кандидату необходимо получить поддержку не менее чем в трёх четвертях соответственно муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.

Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения указанной поддержки необходимо собрать от 0,5 % до 2% избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Федеральным законом предусматривается отзыв избирателями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае установления судом фактов нарушения им законодательства Российской Федерации или законодательства субъекта Российской Федерации либо неоднократного грубого без уважительных причин неисполнения им своих обязанностей, а также устанавливаются основные требования к процедуре отзыва.

Начиная с 2013 года, выборы проводятся в единый день голосования года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), наделённого такими полномочиями на день вступления в силу Федерального закона. Высшее должностное лицо субъекта РФ представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами мес­тного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономи­ческих связей, при этом вправе подписывать договоры и согла­шения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законода­тельным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган госу­дарственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством этого субъекта РФ; вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ с правом совещательного органа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством этого субъекта РФ.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какими нормативными правовыми актами регулируется деятельность органов исполнительной власти?

2. Какие структурные звенья включает в себя система федеральных органов исполнительной власти РФ?

3. Каков статус федеральных министерств как органов исполнительной власти?

4. Чем отличается статус федеральных служб и федеральных агентств?

5. Как можно сгруппировать органы исполнительной власти применительно к основным сферам государственного управления?

6. Как формируется система органов исполнительной власти субъектов РФ?

7. Каким образом наделяется полномочиями высшее должностное лицо субъекта РФ?

 

 

Глава 6 Административно-правовой статус муниципальных органов, предприятий и учреждений

 

§1 Система и правовой статус муниципальных органов

 

В современной правовой науке высказаны различные точки зрения по вопросу о природе местного самоуправления и сводятся они к двум основным концепциям.

Одни ученые считают местное самоуправление специфической организацией государственной власти в локальном территориальном масштабе, а органы местного самоуправления – органами государственной власти («государственная теория»). Другие пытаются обосновать особую общественную природу власти местного самоуправления и независимость их органов от органов государства («общественная теория»).

Будем исходить из существующей ныне конституционной модели местного самоуправления.

В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

В Конституции РФ (ст.12) признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена глава VIII, в которой закреплено, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, осуществляется в городских, сельских поселениях и на др. территориях с учетом исторических и иных местных традиций, а структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения.

Основным нормативным правовым актом является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6.10 2003.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, но реализация этих полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в РФ, согласно ст.113 Конституции РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав органов местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия, т.к. в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, оно обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории.

Одновременно местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека.

Местное самоуправление представляет собой систему форм организации и деятельности жителей соответствующих территорий с целью самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через избираемые и иные органы вопросов местного значения для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории муниципального образования – городское, сельское поселение.

Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами.

В систему органов местного самоуправления входят как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления: советы, собрания, комитеты, главы муниципальных образований, администрации.

Глава муниципального образования всегда является выборным должностным лицом, олицетворяет собой и реализует представительную муниципальную власть. Он осуществляет как бы стратегическое руководство развитием муниципального образования.

Глава администрации с административным аппаратом и через него реализует исполнительную власть в муниципальном образовании. Он осуществляет комплекс функций оперативного управления всеми сторонами жизнедеятельности его населения.

Администрация муниципального образования формируется его главой, главой администрации и подконтрольна жителям, представительному органу муниципального образования. Структура администрации определяется муниципальным образованием самостоятельно в зависимости от объема полномочий и предметов ведения.

Администрация крупных муниципальных образований, например, городов областного значения, является исполнительным органом городского самоуправления и имеет достаточно сложную и разветвленную структуру. Структура администрации города утверждается городской думой по предложению мэра, являющегося высшим должностным лицом, главой городского самоуправления. Администрация включает мэра, его заместителей, структурные подразделения: департаменты, комитеты, управления, отделы, территориальные подразделения (администрации районов города).

Структура администрации городских районов утверждается мэром города по представлению глав районных администраций. В структуру администраций городских районов входят функциональные и отраслевые управления и отделы. Их правовой статус определяется соответствующими положениями, утверждаемыми главами районных администраций.

Администрации районов области также является исполнительным органом самоуправления района и действует на основании положения, принимаемого районным собранием по представлению главы администрации района.

По действующему законодательству любые муниципальные образования и возглавляющие их органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, предоставленных законом, действуют самостоятельно и не имеют над собой никаких вышестоящих органов. Но это не означает самоустранения государства от государственного руководства многообразными процессами организации и деятельности всех звеньев местного самоуправления в РФ.

Государство на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ определяет, создает и постоянно совершенствует законодательную базу организации и деятельности органов местного самоуправления. Это необходимо для того, чтобы противостоять любым попыткам установления безграничной самоуправленческой «демократии» и проявлению внутригосударственного сепаратизма.

Поскольку местное самоуправление в пределах предоставленных полномочий самостоятельно и его органы не входят в систему органов государственной власти, прямое командование муниципальными образованиями со стороны каких-либо государственных органов исполнительной власти исключается. Поэтому государственные органы исполнительной власти по необходимости используют особые и специфические формы и методы взаимодействия с органами муниципальной власти, исключающие прямое администрирование.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

--

определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

-

правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

-

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения

и при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами .

На федеральном уровне действует Совет по местному самоуправлению, который является координационным центром при Президенте РФ. Он обеспечивает рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту РФ по разработке государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации. Во многих субъектах РФ при главах администраций действуют различные совещательные органы по местному самоуправлению.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относятся:

-п

равовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Ф