ПРЕДИСЛОВИЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Новокузнецкий строительный техникум»

(ГОУ СПО НСТ)

 

 

Специальность: 151031

«Монтаж и техническая эксплуатация

промышленного оборудования» (по отраслям)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению курсового проекта по теме 01.01.03 «Технология и организация монтажа промышленного оборудования»

 

Разработала преподаватель

Котова Е.В.

Протокол №__01__ от «_06_» 09. 2011г.

 

Протокол №__01__ от «_10_» 09. 2012г.

 

Председатель ЦМК ММД И.Л. Гладченко

 

Протокол №__01__ от «_09_» 09.2013г.

 

Протокол №__01__ от «_09_» 09.2014г.

 

Председатель ЦМК ММД Котова Е.В.

 

 

Новокузнецк, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Высокопроизводительная работа современного предприятия часто обеспечивается устройствами непрерывного транспорта. Одним из наиболее распространенных типов является ленточный конвейер, отличающийся простотой конструкции, надежностью работы и возможностью транспортировать большинство видов как штучных, так и насыпных грузов. Машины непрерывного транспорта часто комплектуются различными вспомогательными устройствами, позволяющими механизировать погрузочно-разгрузочные работы.

Методические указания содержат основные сведения о назначении и области применения устройств непрерывного транспорта, знакомят с конструкцией основных узлов ленточных конвейеров, характеристиками транспортируемых грузов. Рассмотрены основы теории расчета ленточных конвейеров.

Приведенная в методических указаниях информация поможет студентам получить практические навыки проектирования транспортно-технологического оборудования, обосновывать целесообразность принимаемых технических решений и подготовиться к предстоящей преддипломной практике и дипломному проектированию.

 

1 Характеристика, назначение и область применения машин не­прерывного транспорта

Машины непрерывного транспорта предназначены для непрерывно­го перемещения насыпных и штучных грузов по заданной трассе. Одно­временно с транспортированием грузов они могут распределять их по за­данным пунктам, складировать, накапливая в обусловленных местах, пе­ремещать по технологическим операциям, обеспечивая необходимый ре­жим производственного процесса.

Высокопроизводительная работа современного предприятия часто обеспечивается устройствами непрерывного транспорта. На машинострои­тельных заводах с поточным методом производства такие устройства пе­ремещают по цехам заготовки, комплектующие, полуфабрикаты и готовые изделия. Работа автоматических линий также основана на конвейерной пе­редаче изделий от одной технологической операции к другой. Закалка, от­пуск, очистка, охлаждение, механическая обработка, сборка, окраска, суш­ка и упаковка деталей – все это последовательно может выполняться на движущихся конвейерах.

Следовательно, конвейеры являются составной частью современного технологического процесса. Они устанавливают и регулируют темп произ­водства, обеспечивают его ритмичность, способствуют повышению произ­водительности труда и увеличению выпуска продукции. В зоне действия конвейера обустраиваются места загрузки и выгрузки.

По способу приложения движущей силы к грузу транспортирующие машины могут быть с тяговым рабочим органом (лентой, цепью, канатом, штангой) и без тягового рабочего органа (винтовые и роликовые конвейе­ры, вращающиеся трубы). Грузонесущий элемент может иметь поступа­тельное, возвратно-поступательное, вращательное и колебательное движе­ния.

Одним из наиболее распространенных типов является ленточный конвейер, отличающийся простотой конструкции, надежностью работы и возможностью транспортировать большинство видов как штучных, так и насыпных грузов.

Принцип действия ленточного конвейера (рис. 1.1) заключается в следующем. Натяжным барабаном 1 создается необходимое натяжение тя­гового органа 2 – резинотканевой ленты, которая одновременно является и грузонесущим элементом. Тяговый орган 2 за счет сил сцепления с при­водным барабаном 3 приводится в движение.

 

 

1 – натяжной барабан; 2 – тяговый и грузонесущий рабочий орган (лента); 3 – приводной барабан; 4 – роликоопоры рабочей ветви конвейера; 5 – роликоопоры обратной ветви конвейера; 6 – батарея роликоопор; 7 – загрузочное устройство; 8 – отклоняющие роликоопоры.

Рис. 1.1 - Схема принципиальная ленточного конвейера

При проходе грузонесущего элемента 2 под питателем 7 осуществ­ляется загрузка конвейера. Привод при этом не выключается. Ветвь тяго­вого органа, на которой находится груз, называется рабочей ветвью. Дру­гая ветвь получила название обратной ветви. Лента перемещается по роли-коопорам 4 и 5. Для изменения траектории движения ленты используется батарея роликоопор 6. Для увеличения угла охвата лентой приводного ба­рабана 3 используются отклоняющие роликоопоры 8. Разгрузка конвейера производится, как правило, в конце трассы транспортирования, где уста­навливается приемный бункер. Иногда создаются специальные устройства для промежуточной разгрузки конвейера в различных точках трассы.

Все узлы конвейера смонтированы на поддерживающей металлокон­струкции, которая воспринимает нагрузки от перемещаемого груза. Уст­ройство поддерживающей металлоконструкции зависит от трассы транс­портирования и конструкции конвейера в целом. Как правило, ее изготав­ливают из прокатной профильной стали в виде отдельных одинаковых секций длиной 3…6 м. Привод и натяжное устройство располагаются на секциях несколько иной конструкции, что обусловлено необходимостью крепления названных элементов. Все секции между собой соединяются болтовыми креплениями. К рамам конвейеров предъявляются такие требо­вания, как высокая прочность и жесткость, малая масса и обеспечение унификации, простота и безопасность обслуживания.


Ленты бывают прорезиненные, стальные и проволочные. Наиболь­шее применение находят прорезиненные ленты: резинотканевые и рези-нотросовые. В общем случае такие ленты имеют тяговый каркас и эла­стичный защитный наполнитель (рис. 1.2).

1 – тяговый каркас (тканевые прокладки); 2 – резиновая обкладка

Рис. 1.2 - Резинотканевая лента

Тяговый каркас воспринимает продольные растягивающие усилия в ленте и обеспечивает ей необходимую поперечную жесткость. Обкладка предохраняет каркас от влаги, механических повреждений и объединяет ленту в единое целое.

В соответствии с ГОСТ 22644-77 ширина лент колеблется в пределах 300…3000мм. К лентам предъявляются такие требования, как прочность, малая масса, незначительное относительное удлинение, эластичность, из­носостойкость и др. При конструировании конвейеров расчет лент, как правило, не производится. Они подбираются по стандартам из условия обеспечения прочностных характеристик.

Натяжное устройство служит для создания первоначального напря­жения тягового элемента, ограничения его провисания между опорными устройствами и для компенсации величины вытягивания в процессе экс­плуатации. Во многих типах конвейеров натяжным устройством достига­ется необходимая сила нормального давления ленты на приводной бара­бан, за счет чего обеспечивается передача крутящего момента с барабана на ленту за счет сил трения. На рис. 1.3 приведены некоторые наиболее распространенные схемы натяжных устройтв.

Возможны также различные комбинации схем натяжных устройств, например, пружинно-винтовое. В современных машинах все чаще начи­нают использоваться устройства с автоматическими регуляторами натяже­ния.

Ходовые опорные устройства предназначены для восприятия нагру­зок от перемещаемых грузонесущих элементов с грузом и уменьшения тя­гового усилия. В качестве ходовых опорных устройств используются ро­ликовые опоры различных типов, настилы, плоские направляющие и т.п. Они устраиваются на рабочей и обратной ветвях тягового элемента.


а) винтовое: 1 – тяговый элемент; 2 – барабан; 3 – рама; 4 – винт;

б) грузовое: 1 – тяговый элемент; 2 – барабан; 3 – рама; 4 – груз;

в) пружинное: 1 – тяговый элемент; 2 – барабан; 3 – рама; 4 – пружина;

г) гидравлическое: 1 – тяговый элемент; 2 – барабан; 3 – рама; 4 – гидроцилиндр.

Рис. 1.3 - Схемы натяжных устройств

Привод предназначен для сообщения движения тяговому элементу. Конвейеры большой длины могут быть многоприводными.

Машины непрерывного транспорта часто комплектуются различны­ми вспомогательными устройствами, позволяющими механизировать по-грузочно-разгрузочные работы. Они, как правило, служат для изменения направления движения груза или его временного хранения на погрузоч­ных, разгрузочных и перегрузочных пунктах транспортирующих систем, состоящих из нескольких машин. Наиболее распространены гравитацион­ные устройства: желоба, лотки, бункеры, затворы, питатели, весы, дозато­ры. В гравитационных устройствах насыпные и штучные грузы движутся вниз по наклону или вертикали под действием силы тяжести.

Бункеры представляют собой промежуточные грузохранилища в ви­де сосудов большого объема, устанавливаемых в общей цепи транспортно­го или технологического оборудования. Они предназначены для временно­го накапливания некоторого количества насыпного груза и для дальней­шей его отправки к месту назначения. Бункеры загружаются через откры­тый верх или загрузочные отверстия, а разгружаются через отверстия в днище или боковых стенках. Продвижение груза в бункерах происходит под действием силы тяжести. Форма бункера должна удовлетворять усло­виям наиболее полного заполнения и полной его разгрузки без образова­ния «мертвых зон», где бы мог задерживаться груз. Кроме того, форма бункера должна предупреждать возможность возникновения сводообразования груза над разгрузочными отверстиями, что нарушает режим истече­ния груза из бункера. Разгрузочные отверстия обычно закрываются затво­рами. В качестве затворов могут использоваться задвижки, лотки, секторы, пальцевые захваты, гусеничные, винтовые и ленточные транспортеры.

Питатели представляют собой механические приводные устройства, монтируемые у выпускных отверстий бункеров или воронок и предназна­ченные для обеспечения равномерного и регулируемого потока груза при истечении его из бункера или воронки. Производительность питателей ре­гулируется изменением величины выпускного отверстия бункера или ра­бочими параметрами самого питателя. В качестве питателей могут исполь­зоваться различного типа конвейеры небольшой длины, а также вращаю­щиеся барабаны и диски, устанавливаемые под выпускными отверстиями бункеров. Дозирование может производиться по объему или по массе.