Банковская система

Банковская система — совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, су­ществующая в той или иной стране в определенный исторический период и являющаяся составной частью кре­дитной системы.

Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой. На верхнем уровне находится Националь­ный банк Республики Беларусь - центральный банк Рес­публики Беларусь, который регулирует денежное обра­щение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь.

На втором уровне банковской системы Республики Беларусь находятся коммерческие банки. Банк — юриди­ческое лицо, созданное в определенной организацион­но-правовой форме и имеющее исключительное право осуществлять в совокупности деятельность по привлечению средств на вклады (депозиты), размещению указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях воз­вратности, срочности и платности, открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц.

Банковская деятельность, под которой понимается совокупность осуществляемых банками и небанковски­ми кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли, осу­ществляется в соответствии со следующими основными принципами:

· обязательность получения специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;

· независимость в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

· разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;

· обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;

· обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;

· обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;

· обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

В экономике государств развиваются различные типы банков. Классификация коммерческих банков может быть проведена по ряду признаков.

По формам собственности они подразделяются на банки находящиеся в собственности государства, банки являющиеся частной собственностью, а так же банки смешанные, акционерным капиталом которых владеют как частные лица, так и государство. В свою очередь госу­дарственные банки могут находиться либо в общенацио­нальной, либо в муниципальной собственности. Муни­ципальные банки, как правило, содействуют развитию местного хозяйства, обеспечивают его кредитно-финан­совое обслуживание. Учредителями их могут выступать местные органы власти и другие организации, которые заинтересованы в развитии местной инфраструктуры или чей бизнес в существенной степени зависит от этого.

По региональной направленности выделяются между­народные и республиканские банки. По набору выпол­няемых операций коммерческие банки могут быть клас­сифицированы на универсальные и специализированные. Универсальные банки осуществляют все или большинст­во видов операций, относящихся к деятельности бан­ковских учреждений. Они выполняют самые разнообраз­ные операции и оказывают клиентам различные виды услуг. Однако жесткая конкуренция в банковском деле заставляет современные банки находиться в непрерыв­ном поиске и развивать все новые не характерные ранее для них операции, изменять их структуру, увеличивать число предлагаемых клиентам услуг. Это в свою очередь улучшает ликвидность универсальных банков, увеличи­вает их доходы и укрепляет позиции на рынке ссудных капиталов. В деятельности специализированных банков, процветающих на сравнительно узких сегментах рынка и имеющих специфическую клиентуру, доминируют одна или две основные операции. Эти банки могут так же спе­циализироваться на обслуживании определенной отрас­ли хозяйствования или специфической категории кли­ентов (биржевые, клиринговые банки).

Инвестиционные банки — кредитные институты, спе­циализирующиеся на долгосрочном кредитовании инве­стиций. Они могут заниматься размещением выпуска новых ценных бумаг; торговлей существующими ценны­ми бумагами; финансированием долгосрочных капиталь­ных вложений.

Ипотечные банки специализируются на предоставле­нии долгосрочных кредитов под залог недвижимости — земли, строений.

Депозитные банки специализируются на осуществле­нии кредитных операций по привлечению и размеще­нию временно свободных денежных средств.

Ссудно-сберегательные банки строят свою деятельность (прежде всего кредитную) за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок с различными режимами использования.

По отраслевой направленности различают промыш­ленные, сельскохозяйственные, торговые и строитель­ные банки.

Современные банки выполняют самые разнообразные функции. Основными из них являются:

· аккумуляция временно свободных денежных средств; предоставление кредита; выпуск кредитных денег;

· осуществление расчетов и платежей по хозяйственным сделкам;

· предоставление клиентам экономических рекоменда­ций и финансовой информации.

Привлекая временно свободные денежные средства, коммерческие банки мобилизуют образующиеся в эко­номике накопления и сбережения и трансформируют их в ссудный капитал. Вознаграждением вкладчика за денеж­ные суммы, внесенные им в коммерческий банк, может выступать как доход, полученный клиентом в виде про­цента, так и комплекс услуг, предоставляемый ему бан­ком по переводу и выплате денег.

Предоставляя клиентам кредиты, коммерческие бан­ки, с одной стороны, активно финансируют промыш­ленные, сельскохозяйственные, строительные и другие организации, способствуя расширению производства, его модернизации, техническому перевооружению, что в конечном итоге является основой научно-технического прогресса и экономического роста страны. С другой сто­роны, кредитуя население на покупки жилищ, товаров длительного пользования и разнообразных услуг, ком­мерческие банки способствуют росту уровня жизни гра­ждан данной страны.

Банки, предоставляя кредит своим клиентам, создают депозиты (вклады), на которые зачисляются деньги с правом выписки чеков (кредитных денег) в пределах выданной ссуды. При этом чек может быть использован в качестве средства безналичных расчетов, обращения и платежа за приобретенные товары, погашения долга, а также как средства получения наличных денег со счета в банке. Таким образом, выдавая ссуды своим клиентам (осуществляя депозитно-чековую эмиссию), коммерче­ские банки активно способствуют росту денежной массы в обращении. Учитывая это, центральные банки осуще­ствляют совокупность мероприятий, направленных на не­допущение чрезмерного роста объема кредитной и де­нежной массы.

Осуществление расчетов и платежей по хозяйствен­ным сделкам является одной из основных функций ком­мерческих банков, которую они выполняют по поруче­нию своих клиентов, причем большей частью — в безна­личной форме.

Наконец, еще одной функцией коммерческих банков является предоставление клиентам, связанным с банком общими интересами, экономических рекомендаций и фи­нансовой информации. В свою очередь эта информация становится доступной банку в результате проводимого им анализа действий предприятий, она с исчерпываю­щей полнотой отражена на их счетах, открытых в банке.

С точки зрения организационной структуры совре­менные коммерческие банки создаются в форме акцио­нерных обществ, высшим органом управления которых является собрание акционеров.

7.3. Национальный банк Республики Беларусь, его задачи и функции

Центральные банки государств (национальные, эмис­сионные и др.) занимаются денежно-кредитной поли­тикой в стране. Основная особенность их деятельности — фактор независимости.

Основными функциями Национального банка Респуб­лики Беларусь являются:

· проведение единой государственной денежно-кредит­ной политики, регулирование денежного обращения, расчетов Республики Беларусь с иностранными государ­ствами;

· валютное регулирование;

· выполнение функций центрального депозитария;

· организация межбанковских расчетов и кассового об­служивания банков;

· консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Кабинета Министров и местных органов власти, организация совместно с Ми­нистерством финансов Республики Беларусь исполнения республиканского и местных бюджетов;

· осуществление государственной регистрации банков, кредитных, финансовых и иных учреждений, занимаю­щихся банковскими операциями;

· надзор за деятельностью банков, филиалов и предста­вительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования;

· регулирование внешнеэкономической банковской дея­тельности;

· регулирование кредитного рынка;

· обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики;

· определение и утверждение порядка, форм и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республики Беларусь и ответственности за их нарушение;

· организация кредитно-расчетного обслуживания спе­циально оговоренной клиентуры;

· разработка платежного баланса Республики Беларусь;

· регистрация эмиссии ценных бумаг банков в поряд­ке, им установленном;

· осуществление иных функций в соответствии с зако­нодательством Республики Беларусь.

Инструменты, которые в соответствии с Банковским кодексом могут быть использованы Национальным банком в целях реализации денежно-кре­дитной политики, можно определить как совокупность прав и обязанностей главного банка Республики Беларусь.

Национальному банку принадлежит исключительное право выпуска в обращение (эмиссии) и изъятия из обращения наличных денежных знаков на территории республики. Национальный банк регулирует безналич­ную эмиссию, денежное обращение.

Национальный банк регулирует кредитный рынок, депозитные операции, устанавливает размер обязатель­ных резервов, размещаемых банками в Национальном банке. С целью стабилизации состояния на рынке кре­дитных ресурсов он может устанавливать предельные раз­меры процентных ставок по депозитам и кредитам бан­ков. Национальный банк может выступать кредитором последней инстанции, осуществляя рефинансирование банков путем предоставления им кредитов в целях под­держания их ликвидности. Национальный банк регули­рует объем этих кредитов, а также их стоимость путем изменения процентных ставок.

Национальный банк выступает в роли банкира, эко­номического советника и финансового агента Правитель­ства Республики Беларусь, организует совместно с Ми­нистерством финансов Республики Беларусь кассовое исполнение республиканского бюджета.

Национальный банк проводит операции на открытом рынке, в том числе с ценными бумагами и иностранной валютой.

Национальный банк по согласованию с соответствую­щими органами государственного управления устанав­ливает экономические нормативы и правила деятельно­сти участников рынка ценных бумаг.

Национальный банк осуществляет валютное регули­рование и регулирование внешнеэкономической банков­ской деятельности, координацию денежно-кредитной политики с центральными банками других государств, представляет Республику Беларусь во всех советах и орга­низациях по вопросам денежно-кредитной политики, развивает международное сотрудничество в денежно-кре­дитной области. Национальный банк устанавливает офи­циальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам и регулирует промежуточ­ный курс. Национальный банк имеет исключительное право на обновление обменных курсов и несет исключи­тельную ответственность за проведение политики в этой области. Совет Министров Республики Беларусь оказы­вает содействие Национальному банку в области удержа­ния обменного курса официальной денежной единицы. Так, Национальный банк создает и поддерживает доста­точные резервные запасы иностранной валюты, необхо­димые Республике Беларусь в проведении денежно-кре­дитной политики, политики обмена курсов и для свое­временных расчетов Республики Беларусь по странным сделкам, осуществляет управление этими резервами. На­циональный банк разрабатывает и утверждает по согла­сованию с Министерством финансов методологию бух­галтерского учета и отчетности для банков и небанков­ских финансовых организаций, устанавливает объем и сроки представляемой бухгалтерской и статистической отчетности.

Национальный банк организует межбанковские рас­четы, определяет порядок, формы и правила организа­ции безналичных расчетов в народном хозяйстве Респуб­лики Беларусь, регулирует расчеты Республики Беларусь с иностранными государствами.

Национальный банк обеспечивает равные условия для конкуренции и развития банков, осуществляет государ­ственную регистрацию и лицензирование банков, не­банковских финансовых организаций, занимающихся банковскими операциями, осуществляет надзор за дея­тельностью банков с целью их безопасного и ликвидно­го функционирования, устанавливает для банков обяза­тельные экономические нормативы.

Национальный банк издает соответствующие прави­ла, инструкции, положения, другие нормативные пра­вовые акты, обязательные для исполнения всеми банка­ми на территории Республики Беларусь. По отдельным вопросам постановления Правления Национального банка обязательны для исполнения республиканскими органа­ми государственного управления, органами местного управления и самоуправления, а также юридическими и физическими лицами.

Национальный банк осуществляет контроль в области проведения банковских операций, устанавливает эконо­мические санкции за нарушения предъявляемых требо­ваний. Национальный банк определяет порядок органи­зации внутреннего контроля (аудита) в банках.

Национальный банк Республики Беларусь выступает в роли банкира, экономического советника и финансо­вого агента Правительства Республики Беларусь, пред­ставляет Республику Беларусь в международных органи­зациях, осуществляющих поддержание финансовой и экономической стабильности посредством развития ме­ждународного сотрудничества в денежно-кредитной об­ласти. По поручению Верховного Совета или предложению Совета Министров берет на себя обязательства и осуществляет операции, связанные с участием Респуб­лики Беларусь в работе международных организаций.

Свои доходы Национальный банк получает исключи­тельно от банковской деятельности и, как правило, не может быть акционером в банках, за исключением бан­ков с участием иностранного капитала, инвестицион­ных финансово-кредитных учреждений, проводящих межбанковские расчеты, международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кре­дитной, валютной, банковской сферах, и банков за ру­бежом. Национальный банк не имеет права осуществлять кредитование хозяйствующих субъектов, освобождается от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин (вклю­чая гербовые и таможенные).

За счет собственных средств Национальный банк фор­мирует уставный, резервный и другие фонды, которые служат обеспечением его обязательств. Виды, размеры, порядок образования и использования фондов регули­руются Уставом Национального банка.

7.4. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, её содержание и основные направления

Совокупность мероприятий, направленных на изме­нение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денеж­ного обращения и рынка ссудных капиталов, определя­ют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании хозяйственных процессов путем воздей­ствия на состояние кредитных отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и огра­ничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как правило, косвенным харак­тером воздействия на процесс расширенного воспроиз­водства.

Основными целями любого государства в области эко­номики являются обеспечение устойчивого экономиче­ского роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равно­весие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика - одна из важных со­ставляющих общеэкономического регулирования в ин­тересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безра­ботицы, выравнивания платежного баланса. Вырабаты­вая и реализуя денежно-кредитную политику, государ­ство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.

Содержание деятельности центрального банка в об­ласти национальной денежно-кредитной политики сво­дится к двум основным направлениям. Первое — разра­ботка денежно-кредитной политики в виде формулиро­вания целей политики и набора инструментов, обеспе­чивающих достижение указанных целей. Второе — реали­зация политики с помощью операций на денежном, ва­лютном и фондовом рынках, регламентации поведения участников денежных, финансовых, валютных, кредит­ных и фондовых отношений.

Методы денежно-кредитного регулирования подраз­деляются на прямые и косвенные. Первые непосредст­венно применяют операционные показатели, вторые создают условия для их изменения. Помимо прямых и косвенных методов, различают также общие и селектив­ные. Общие методы являются преимущественно косвен­ными, оказывающими влияние на кредитный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита.

Общим методом денежно-кредитного регулирования, применяемым как в зарубежной, так и отечественной практике, является учетная (дисконтная) политика. В са­мом общем смысле она означает изменение размера про­цента по краткосрочным ссудам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам.

В целом денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на постепенное снижение темпов инфляции и недопущения падения курса белорусского рубля к доллару США выше темпов инфляции, на огра­ничение покрытия дефицита государственного бюджета кредитами Национального банка, на достижение поло­жительных процентных ставок как по депозитам, так и по кредитам и на развитие рынка ценных бумаг.

Для обеспечения целевых ориентиров по снижению инфляции и создания необходимых экономике страны расчетно-платежных средств кредитная эмиссия Нацио­нального банка производится в относительно ограни­ченных размерах. В целях активизации инвестиционной деятельности направляется часть кредитной эмиссии На­ционального банка, используемой на рефинансирова­ние коммерческих банков, и непосредственно кредит­ные ресурсы коммерческих банков.

Претерпевает резкие изменения валютная политика. Принято Верховным Советом Республики Беларусь по­становление о едином платежном средстве Республики Беларусь — белорусский рубль.

Все государственные золотовалютные резервы Респуб­лики Беларусь концентрируются в Национальном банке. Они формируются за счет покупки Национальным бан­ком драгоценных металлов, свободно конвертируемой и другой валюты.

Стимулируется приостановка оттока свободно кон­вертируемой валюты и привлечение прямых иностран­ных инвестиций путем либерализации операций на ва­лютном рынке, создание условий прибыльного и надеж­ного вложения в экономику республики иностранного капитала.

Расширяется использование внутренних ресурсов ино­странной валюты на кредитование валютоокупаемых про­ектов в республике. Усиливается таможенный и банков­ский контроль за поступлением в республику экспорт­ной выручки и товаров по импорту. Кроме широких прав по созданию и ликвидации коммерческих банков, На­циональному банку Республики Беларусь предоставлены исключительные права от имени государства регулиро­вать их деятельность. Цель регулирования коммерческих банков — содействие нормальному функционированию банков, создание им равных условий для конкуренции и развития. При этом регулирующие и контрольные функ­ции Национального банка Республики Беларусь опреде­ляются лишь в том объеме, который необходим для обес­печения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Основными регулирующими средствами выступают нормативы, устанавливаемые для коммерческих банков:

• минимальный размер уставного фонда;

• предельное соотношение между размером собствен­ных Средств банка и суммой его активов;

• показатели ликвидности баланса;

• размер обязательных резервов, размещаемых в На­циональном банке;

• максимальный размер риска на одного заемщика;

• предельный размер межбанковского кредита и др.

Важным средством регулирования следует назвать из­менения Национальным банком ставок по его кредитам. Одновременно Национальный банк вправе с целью ста­билизации состояния на рынке кредитных ресурсов ус­танавливать предельные размеры процентных ставок по депозитам и кредитам банков.

Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежную массу в обращении в соответствии с Основ­ными направлениями денежно-кредитной политики Рес­публики Беларусь на очередной год.

Национальный банк устанавливает официальные кур­сы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам и регулирует ее рыночный курс.

7.5. Лицензирование деятельности коммерческих банков

Банки создаются учредителями (участниками) — юри­дическими и физическими лицами, за исключением об­щественных объединений, преследующих политические цели. При этом учредители — юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодатель­ством порядке и иметь устойчивое финансовое положе­ние. Устойчивое финансовое положение учредителей — юридических лиц характеризуется отсутствием претен­зий к юридическому лицу по платежам в бюджет и убыт­ков в течение последнего года деятельности.

Банки могут учреждаться на основе государственной и частной форм собственности. Они могут создаваться в виде акционерных обществ (закрытого или открытого типа. Согласно Гражданско­му кодексу акционерным признается банк, имеющий уставный фонд, разделенный на определенное число ак­ций равной номинальной стоимости и несущий ответст­венность по обязательствам только своим имуществом. Банком, созданным в виде открытого акционерного об­щества, является банк, акции которого распространяют­ся путем открытой продажи или подписки, и их свобод­ное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе как по закону. Банком, созданным в виде закрытого ак­ционерного общества, является банк, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещено или ограни­чено его Уставом.

Одновременно с принятием решения о государственной регистрации банка Национальный банк принимает решение о выдаче лицензии. Таким образом, порядок создания банка можно обозначить как регистрационно-лицензионный.

Банковская деятельность осуществляется коммерчески­ми банками в пределах перечня банковских операций, содержащегося в полученной лицензии.

Лицензия выдается одновременно со свидетельством о государственной регистрации и на основании документов, представленных для регистрации, включающим перечень предполагаемых банковских операций.

Лицензия, выданная Национальным банком, учиты­вается в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности. В дальнейшем, при необходимости, На­циональный банк Республики Беларусь вправе вносить изменения и дополнения в ранее выданную лицензию.

Право на осуществления операций по обслуживанию физических лиц при открытии банку не предоставляется. Право на привлечение во вклады средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, может быть предоставлено банку при соблюдении по­следним ряда условий: прошло не менее двух лет после прохождения регистрации, его финансовое положение устойчиво, а нормативный капитал составляет не менее 25 млн. евро (в эквиваленте). При наличии у банка нормативного капитала в двукратном размере, банк вправе обратиться и в случае, если с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности прошло менее двух лет.

Критерии для определения устойчивого финансового по­ложения банка устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. Они включают: прозрачность структу­ры собственности, достаточность и структура капитала, ка­чество активов банка, финансовая эффективность банка, его состояние ликвидности, качество управления банком.

Национальный банк вправе приостанавливать дейст­вие банковской лицензии или отзывать ее. Так, приоста­новление возможно при выявлении фактов недостовер­ной отчетности, невыполнения требований банковского законодательства, а также при неудовлетворительном фи­нансовом положении банка. При приостановлении ли­цензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских опе­раций, отзыве либо восстановления ее действий в реест­ре делается соответствующая запись.

Решение Национального банка об отказе выдачи ли­цензии на осуществление банковской деятельности, ее дополнения, приостановления, в том числе по отдель­ным банковским операциям или отзыва может быть об­жаловано банком в хозяйственном суде.

7.6. Небанковские кредитно-финансовые организации

К небанковским (специализированным) кредитно-финансовым учреждениям можно отнести ломбарды, лизинговые фирмы, факторинговые фирмы, инвести­ционные фонды и др.

Специализированные кредитно-финансовые институ­ты имеют практически двойную подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций они руководствуются банковским законодательством и требованиями центрального банка; с другой стороны, специализируясь на каких-либо фи­нансовых, страховых, инвестиционных, залоговых операциях, они подпадают под регулирование других законов и соответствующих ведомств.

Среди небанковских финансово-кредитных организа­ций особо выделяются:

Кредитные союзы — это кредитные кооперативы, ор­ганизуемые определенными группами частных лиц и мел­ких кредитных организаций.

Они могут быть образованы группой физических лиц по профессиональному или территориальному признаку в целях предоставления краткосрочного потребительско­го кредита (кассы взаимопомощи, кооперативы). Капи­тал формируется, как правило, за счет прав и периоди­ческих взносов их членов. Добровольное объединение ряда самостоятельных кредитных организаций формирует ка­питал за счет оплаты паев, периодических взносов, а также выпуска займов, распространяемых не только сре­ди участников. Основные операции кредитных союзов: привлечение депозитов (вкладов), выпуск займов, пре­доставление ссуд, торгово-посреднические и комисси­онные операции, консультационная деятельность, учет векселей и др.

Кредитные товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания исключительно своих уча­стников: кооперативов, арендных предприятий, малого и среднего бизнеса. Капитал формируется главным обра­зом из паевых, вступительных и обязательных взносов членов товарищества.

Общества (организации) взаимного кредита — кредит­ные учреждения, как правило, обслуживающие мелкий и средний бизнес. Участниками обществ взаимного кре­дита могут быть любые юридические и физические лица (за исключением, как правило, государственных орга­нов). Целью деятельности общества является кредитова­ние своих участников за счет собственных средств и средств этих участников, размещаемых во вклады в об­ществе взаимного кредита. Других видов деятельности, кроме ссудных и депозитных операций для своих членов, общества обычно не имеют.

Финансовая (валютная) биржа — небанковская финан­совая организация, деятельность которой включает в себя организацию торговли валютой, ценными бумагами, кре­дитными ресурсами, а также иными объектами финан­сового оборота. Предоставляет услуги, способствующие заключению сделок в соответствии со специально уста­новленными правилами торговли.

Страховые компании выпускают долговые обязатель­ства (полис), которые их клиенты хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем. Клиен­тами могут быть как юридические, так и физические лица.

Пенсионные фонды обеспечивают своих клиентов сред­ствами на период после выхода на пенсию. Каждый кли­ент осуществляет выплаты на протяжении целого ряда лет, прежде чем требования о выплате страхового возна­граждения будут оплачены. В качестве клиента, как пра­вило, выступают физические лица, хотя и юридические лица могут вносить определенные суммы как добавки в будущем к пенсии своим работникам. Пенсионные фон­ды возникли как дополнения к общественной системе государственного социального страхования.

Финансовая компания (общество) — финансовое учре­ждение, основными целями которого являются: содейст­вие формированию и функционированию рынка цен­ных бумаг; мобилизация денежных средств с целью по­следующего инвестирования; использование финансовых методов для обеспечения развития рыночных отноше­ний в экономике республики. Выполняя эти задачи, финансовое общество осуществляет следующие виды дея­тельности: посредническая и коммерческая деятельность по ценным бумагам; маркетинг рынка ценных бумаг и инвестиций; размещение денежных средств и ценных бумаг; предоставление консультационных услуг в облас­ти операций с ценными бумагами; осуществление вы­пуска ценных бумаг в установленном законом порядке; производство ноу-хау в области финансовых операций, иные финансовые операции и услуги, не запрещенные действующим законодательством, отвечающие целям и задачам общества. Эти компании уменьшают риск путем диверсификации. Если риск практически не предсказуем для отдельного лица, но часто бывает предсказуем для группы лиц. Вложения средств в акции нескольких ком­паний позволяет улучшить финансовое положение и ве­роятность банкротства снижается. Лица, осуществляющие инвестиции через финансовых посредников, подверга­ются меньшему риску, чем индивидуальные инвесторы.

Исторически финансовым компаниям присуща тор­гово-закупочная деятельность, облегчающая трудности реализации товаров. В ряде государств распространены компании по кредитованию продажи в рассрочку потре­бительских товаров длительного пользования, финансо­вых операций с недвижимостью. Они выдают кредит раз­личным торговцам под проданные ими товары в рас­срочку, покупая обязательства клиентов.

Источниками формирования имущества финансово­го общества являются: денежные и материальные взносы учредителей; доходы, полученные от реализации работ, услуг; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов и иные источники. Отношения финансового общества с предприятиями, организациями, физически­ми лицами во всех сферах деятельности строятся на ос­нове договора.

Трастовые компании — специализированные кредит­но-финансовые институты, осуществляющие трастовые (доверительные) операции для физических и юридиче­ских лиц. Могут представлять собой самостоятельную фирму либо являться филиалом банков или других кре­дитных учреждений. Как правило, траст-компании не занимаются традиционной банковской деятельностью, их основной функцией является осуществление всех до­верительных операций, разрешенных законом. Траст-компании имеют собственный капитал, получают при­быль от своей деятельности. Свои услуги они оказывают за плату в форме комиссионных вознаграждений. Важное место в кредитной системе занимают различного рода сберегательные учреждения, привлекающие мелкие сбе­режения и доходы. Организационная их структура может быть разной. В частности, ссудно-сберегательные общест­ва могут осуществлять привлечение средств своих членов и выдачу им ссуды или продавать своим клиентам особые сертификаты, которые выкупаются по номиналу по пер­вому требованию и приносят доход в виде процента (ана­логично срочным вкладам), и т.д.

Расчетно-кассовые центры осуществляют комплекс банковских услуг для физических и юридических лиц. Они могут создаваться в территориальном регионе или груп­пой учредителей. Расчетно-кассовые центры могут про­водить следующие операции:

· открывать счета (включая корреспондентские), осу­ществлять прием денежных средств, зачислять их на со­ответствующие счета;

· производить платежи и другие операции по поруче­нию клиентов;

· принимать на экспертизу денежную наличность и пла­тежные документы; обеспечивать оперативной инфор­мацией клиентов о состоянии их счетов;

· осуществлять консалтинговые операции и т.д.

Прокат бытовой предоставляется специализированны­ми организациями физическим и юридическим лицам (чаще гражданам) во временное пользование за соответ­ствующую плату предметов домашнего обихода и других потребительских товаров.

Дилинговые предприятия (фирмы) осуществляют опе­рации по покупке-продаже наличной иностранной ва­люты у физических лиц. Дилинговую деятельность по об­менным операциям с наличной иностранной валютой вправе осуществлять только те предприятия, которые имеют разрешение (лицензию) Национального банка Республики Беларусь.

Лизинговые фирмы — компании, осуществляющие ли­зинговые операции. Лизинговые фирмы (компании) могут быть специа­лизированными и универсальными. Специализированные фирмы имеют дело с одним товаром (например, автомо­били) или группой однородных товаров (например, строительное оборудование, компьютеры). Такие фир­мы обычно сами осуществляют техническое обслуживание объекта лизинга и следят за поддержанием его в нормаль­ном эксплуатационном состоянии. Универсальные фирмы передают в аренду самые разнообразные объекты, техни­ческое обслуживание, ремонт которых может осуществлять как сама лизинговая компания, так и арендатор.

Факторинговые компании. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий может возникнуть потреб­ность в немедленном превращении дебиторской задол­женности в реальные деньги с помощью факторинга. Факторинг — кредитование оборотного капитала пред­приятия-поставщика, связанное с уступкой другому лицу (фактору) неоплаченных плательщиком (покупателем) дол­говых требований (платежных документов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) и пере­дачей фактору права получения платежа по ним.

Инвестиционные компании (фонды) представляют со­бой разновидность кредитно-финансовых учреждений, специализирующихся на привлечении временно свобод­ных денежных средств мелких и средних инвесторов пу­тем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в ценные бумаги иных юриди­ческих лиц в целях получения прибыли.

Инвестиционные фонды выпускают свои собствен­ные долговые обязательства, а на вырученные от их про­дажи средства приобретают долговые обязательства или ценные бумаги, выпущенные другими. Они выпускают ликвидные долговые обязательства с целью получения средств и их последующего вложения в менее ликвидные активы. Цены на ценные бумаги фондов изменяются в соответствии с изменениями условий рынка, что делает их значительно менее ликвидными. Фонды выступают как финансовые посредники. Двойной обмен долговыми обя­зательствами отличает финансовых посредников от иных финансовых субъектов (брокеров, дилеров), которые также способствуют передвижению средств от кредито­ров к заемщикам, но не выпускают на рынок собствен­ных долговых обязательств.

Доходы, полученные инвестиционными фондами от купленных ценных бумаг других физических лиц, пере­даются затем держателям акций инвестиционных фондов (за вычетом платы на компенсацию расходов за услуги). Пассивы инвестиционных фондов с «технической» точ­ки зрения являются не обычными пассивами, они не выдают ссуд, ликвидность банковская для них не обяза­тельна. Однако с точки зрения акционера акция фонда прак­тически ничем не отличается от банковского депозита.

В качестве пассивов предпочитается использование цен­ных бумаг (акций, приватизационных чеков), а не депо­зитов, активы представлены в основном также ценными бумагами, а не ссудами. Выдача кредитов в любой форме не предусмотрена.

Ломбарды — кредитные учреждения, осуществляющие хранение товарно-материальных и иных ценностей, вы­деляющие ссуды под залог имущества и, при необходи­мости, проводящие торговые операции по продаже зало­женного имущества на комиссионных началах.

Ломбарды главным образом оказывают услуги физи­ческим лицам. На хранение принимаются: предметы лич­ного пользования и домашнего (семейного) потребле­ния, производственно-технического назначения; ювелир­ные и бытовые изделия из драгоценных металлов и дра­гоценных камней, жемчуга и янтаря; ценные бумаги и иные материальные и нематериальные ценности.

Ломбардный кредит — это краткосрочный, оговари­вающий твердую сумму и твердый срок действия отдель­ный кредит, который обеспечивается закладом имеющих хождение на рынке и поэтому легко реализуемых движи­мого имущества или прав (ценных бумаг).

Небанковские кредитно-финансовые организации в Республики Беларусь создаются в форме хозяйственного общества и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с учетом особенностей, предусмотренных Банковским кодексом (БК). В соответствии со ст. 106 БК наименова­ние небанковской кредитно-финансовой организации должно содержать указание на характер деятельности этой организации посредством использования слов «небан­ковская кредитно-финансовая организация», а также на ее организационно-правовую форму.

Небанковские кредитно-финансовые организации подлежат государственной регистрации в Национальном банке в порядке, установленном БК для бан­ков, с учетом особенностей, предусмотренных БК. Небанковская кредитно-финансовая организация на ос­новании лицензии, выданной Национальным банком, вправе осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные БК. Перечень документов, представляе­мых для государственной регистрации небанковской кре­дитно-финансовой организации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности, определяет­ся Национальным банком в зависимости от организаци­онно-правовой формы небанковской кредитно-финан­совой организации и деятельности, которую она будет осуществлять.

Решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации или об отказе в ее государственной регистрации принимаются Националь­ным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления необходимых для государственной регистрации документов. В государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации может быть отказано в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, установлен­ных Национальным банком.

Одновременно с принятием решения о государствен­ной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации Национальный банк принимает решение о перечне банковских операций, которые может осущест­влять эта организация, и о выдаче ей лицензии на осу­ществление банковской деятельности.

Национальный банк на основании решения о госу­дарственной регистрации небанковской кредитно-финан­совой организации в десятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходи­мые сведения об этой организации для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Зарегистрированной небанковской кредитно-финан­совой организации выдаются свидетельство о её государ­ственной регистрации и лицензия на осуществление бан­ковской деятельности.

Документы, представляемые небанковской кредитно-финансовой организацией для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной ей лицензии на осуществление банковской деятельности, а также порядок их представ­ления и рассмотрения устанавливаются Национальным банком.

На основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указан­ный в лицензии на осуществление банковской деятель­ности, Национальный банк выдает небанковской кре­дитно-финансовой организации лицензию на новом бланке с указанием в ней измененного перечня банков­ских операций, которые эта организация вправе осуще­ствлять.

Отзыв у небанковской кредитно-финансовой органи­зации лицензии на осуществление банковской деятель­ности, приостановление и восстановление ее действия осуществляются по основаниям и в порядке, определен­ным БК.

Реорганизация и ликвидация небанковских кредит­но-финансовых организаций осуществляются в поряд­ке, установленном законодательством Республики Бела­русь для юридических лиц соответствующей организаци­онно-правовой формы, с учетом особенностей, предусмотренных БК для банков. В случае реоргани­зации небанковской кредитно-финансовой организации путем преобразования ее в иную коммерческую органи­зацию эта коммерческая организация не может быть пре­образована в небанковскую кредитно-финансовую орга­низацию ранее трех лет со дня отзыва лицензии на осу­ществление банковской деятельности. Преобразование не­банковской кредитно-финансовой организации в банк (внесение соответствующих изменений в устав небанков­ской кредитно-финансовой организации) допускается при соблюдении требований, установленных БК для государственной регистрации банков.

8. ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Банковские операции — операции, направленные на решение задач, отражающих банковскую деятельность, выполнение функций банков. Банковские операции, как правило, связаны с движением специфического товара — денег, и поэтому они имеют свои особенности. Всю сово­купность банковских операций с определенной условно­стью можно разделить на три основные группы: пассивные, активные и комиссионно-посреднические.

8.1. Пассивные операции

Пассивные операции — операции, посредством кото­рых банки формируют свои ресурсы для проведения кре­дитных и других активных операций. Под пассивными операциями понимаются такие операции банков, в ре­зультате проведения которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных или ак­тивно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами.

Все пассивные операции имеют общее назначение, но при этом могут осуществляться в различных формах. Как правило, выделяют четыре основных формы пассив­ных операций коммерческих банков:

• первичное размещение ценных бумаг собственной эмиссии;

• формирование или увеличение фондов банка за счет отчислений от прибыли банка;

• депозитные операции;

• кредиты и займы, полученные от других юридиче­ских лиц.

Благодаря проведению пассивных операций коммер­ческие банки аккумулируют временно свободные средства клиентов. В ходе осуществления активных операций, преж­де всего кредитных, банками создаются новые ресурсы, источником которых является банковская прибыль.

В зависимости от вида эмитируемых коммерческим банком ценных бумаг у него происходит формирование либо привлеченных средств (эмиссия векселей, облига­ций, банковских сертификатов), либо собственных (эмис­сия акций). Увеличение собственных ресурсов происхо­дит также и в результате проведения банками пассивных операций, выделенных во вторую группу.

Наибольшую часть ресурсов коммерческих банков со­ставляют привлеченные средства. Они могут покрывать до 90% всей потребности банков в денежных ресурсах. Основная часть привлеченных ресурсов формируется бан­ками на депозитной основе в результате зачисления средств на текущие, расчетные и другие счета до востре­бования или же при приеме банком от клиентов срочных вкладов и депозитов.

Привлечение средств на основе выпуска долговых цен­ных бумаг и покупка ресурсов на межбанковском рынке является для банка дополнительным источником при­влеченных ресурсов, приобретение которых чаще всего связано с необходимостью регулирования банковской ликвидности. В некоторых случаях их активный поиск на рынке ведется для обеспечения кредитными ресурсами первоклассных клиентов или в результате возможности иного эффективного использования.

Проведение пассивных операций по формированию собственных и привлеченных средств сопряжено с определенными расходами коммерческого банка. Расходы по обслуживанию уставного капитала коммерческого банка, являющегося основным составным элементом его собственных средств, связаны с выплатой акционерам (участникам) части заработанной банком прибыли в виде дивидендов. Расходы по привлеченным ресурсам выражаются в начислении банком процентов по остаткам средств на счетах до востребования или по срочным депозитам. Во втором случае издержки банка будут гораздо выше. Относительно высокую стоимость имеют и привлеченные недепозитные средства, особенно полученные межбанковские кредиты.

Таким образом, с помощью пассивных операций формируются собственные и привлеченные средства банка (см. рисунок).

 

РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Собственные средства Привлечённые ресурсы
Акционерный капитал (уставный фонд) Ресурсы депозитного характера Ресурсы недепозитного характера
Фонды банка, созданные за счёт прибыли До востре- бования Приобретённые на межбанковском рынке Привлечённые путём выпуска долговых ценных бумаг
Нераспределённая прибыль Срочные депозиты Централизованные ресурсы НБ РБ Ресурсы коммерческих банков Векселя
Облигации
Целевые Нецелевые Сертификаты
           

 

К собственным средствам банков относят:

Уставный фонд (уставный капитал), который аккуму­лируется путем реализации акций (простых и привиле­гированных) коммерческого банка на фондовом рынке, а также за счет вкладов учредителей (акционеров) в виде добровольных денежных взносов или любого другого имущества.

Фонды банка. Предназначены для формирования: сум­мы обязательных резервов, образуемых, как правило, за счет отчислений от прибыли (резервного фонда, пред­ставляющего собой минимальный гарантийный фонд, снижающий риск убытков для кредиторов в случае бан­кротства); суммы средств фонда развития банковского дела, если его образование предусмотрено учредительными документами (фонда развития банка, представляю­щего собой средства (прибыль), направленные на капи­тальные вложения); суммы средств, направленных на создание прочих фондов банка.

К фондам банка можно отнести также фонд переоцен­ки, в котором отражаются результаты переоценки ос­новных средств, валютных статей баланса, золота и дра­гоценных металлов, а также разницы между ценой выпу­щенных на рынок акций и их номинальной стоимостью.

Нераспределенная прибыль, т.е. та часть прибыли, ко­торая осталась нераспределенной между собственниками банка в виде дивидендов и не была отчислена на форми­рование фондов банка.

Как правило, собственные средства коммерческих банков составляют незначительную часть его общих ре­сурсов (в среднем около 10%).

По устоявшейся мировой банковской практике, в зависимости от способа аккумуляции все при­влеченные ресурсы подразделяются на депозиты и неде­позитные средства. Под депозитом в мировой банковской практике понимаются денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в банковское учреждение.

Депозиты составляют основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков. Они представляют собой денежные средства, внесенные в банк его клиентами — юридическими и физическими лицами.

Недепозитными средствами принято считать ресурсы, которые формируются коммерческими банками путем продажи собственных долговых обязательств на денеж­ном рынке или путем получения займов от других кре­дитных учреждений, в том числе от центрального банка. Недепозитные источники банковских средств в отличие от депозитов не носят персональный характер и не ассо­циируются с конкретными клиентами банка. Они при­обретаются на рынке зачастую на аукционной основе, предполагающей конкуренцию.

Существует несколько причин привлечения подобных ресурсов. Одной из них может быть необходимость уве­личения остатка средств на корреспондентском счете в Национальном банке для оперативного регулирования показателей ликвидности. Покупка ресурсов на межбан­ковском рынке может быть связана также с возможно­стью их эффективного использования на конкретные целевые программы, а иногда таким образом мобилизу­ется недостающая часть ресурсов для удовлетворения по­требностей наиболее значимых клиентов банка. Ресур­сы, приобретаемые на межбанковском рынке, характе­ризуются, как правило, высокой оперативностью их при­обретения и достаточно высокой стоимостью.

К привлечению недепозитных источников ресурсов обычно прибегают крупные банки, занимающие доста­точно прочное положение в банковской системе и имею­щие репутацию финансово устойчивых учреждений.

Одним из средств привлечения коммерческими бан­ками срочных вкладов является выпуск векселей. Вексель коммерческого банка является ценной бумагой, удостове­ряющей безусловное письменное обязательство банка (векселедателя) уплатить владельцу векселя (векселедержа­телю) или его правопреемнику обозначенную в векселе сумму по истечении предусмотренного векселем срока.

Состав и структура банковских пассивов оказывают непосредственное влияние на масштабы кредитных и других активных операций коммерческих банков, а так­же на объемы доходов, полученных за счет их проведе­ния. Состав и структура банковских ресурсов влияют на ликвидность кредитного учреждения. С учетом этого ком­мерческие банки при формировании ресурсной базы должны проводить взвешенную политику, направленную на обеспечение максимальных финансовых результатов и оптимального уровня надежности.

8.2. Активные операции

Под активными операциями коммерческих банков понимают размещение ими средств, аккумулированных с помощью пассивных операций. Среди активных опера­ций выделяются два главных вида — кредитные (учетно-ссудные) и фондовые (операции с ценными бумагами).

Кредитные операции коммерческих банков (кредито­ров) представляют собой движение ссудного капитала, предоставляемого на условиях возвратности, срочности и платности. Кредитные операции могут быть классифи­цированы по следующим основным критериям (см. рисунок):

· по срокам возврата;

· по методу возврата;

· по наличию обеспечения;

· по структуре заемщиков.

К фондовым операциям коммерческих банков отно­сятся:

· сделки с государственными ценными бумагами;

· покупка ценных бумаг предприятий и организаций для собственного портфеля (инвестиции);

· первичное размещение среди держателей вновь вы­пущенных ценных бумаг.

 

КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
По срокам возврата По методу возврата По наличию обеспечения По структуре заёмщиков
Краткосрочные Погашаемые периодическими платежами Обеспеченные Предоставляемые предприятиям и организациям
Среднесрочные Погашаемые единовременным платежом Необеспеченные (бланковые) Предоставляемые населению
Долгосрочные Погашаемые комбинированным способом Предоставляемые государству и местным органам власти
Бессрочные (онкольные)

 

Под сделками с государственными ценными бумагами понимается покупка коммерческими банками на первич­ном рынке и последующая реализация на рынке вторич­ном краткосрочных и долгосрочных государственных облигаций. Такими ценными бумагами являются государ­ственные краткосрочные облигации (ГКО) и долгосроч­ные государственные облигации (ДГО).

Выпуск ГКО осуществляется с целью привлечения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возме­щения дефицита республиканского бюджета.

Первичное размещение ГКО осуществляется путем их продажи на аукционе на дисконтной основе (по стоимо­сти ниже номинальной) по предлагаемым ценам, но не ниже цен, устанавливаемых Министерством финансов в день проведения аукциона. ГКО погашаются в безналич­ной форме путем перечисления их номинальной стои­мости первичным инвесторам в соответствии с количе­ством приобретенных на закрытом аукционе ГКО. Инве­сторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать ГКО на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. В этом случае они получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения ГКО.

ДГО могут быть использованы первичными держате­лями в качестве оплаты при расчетах за товары (услуги, работы), а также могут выступать предметом залоговых обязательств. Держателями ДГО могут быть только юри­дические лица.

Первичные держатели вправе продавать ДГО на вто­ричном рынке. Расчеты ДГО, производимые первичны­ми держателями, осуществляются Национальным бан­ком путем перевода ДГО на счета потенциальных вла­дельцев по номинальной стоимости. При погашении

Национальный банк перечисляет на счет последнего вла­дельца ДГО номинальную стоимость облигации, увели­ченную на сумму процентной ставки, установленной при выписке.

Покупкой ценных бумаг предприятий и организаций для собственного портфеля коммерческие банки осуществ­ляют инвестиции, представляющие собой долгосрочные вложения средств банками в уставные фонды других юридических лиц за счет свободного остатка прибыли и фондов, образуемых из прибыли с целью увеличения доходов за счет получения дивидендов.

8.3. Комиссионно-посреднические операции

Под комиссионно-посредническими операциями по­нимают обширную группу банковских операций, неко­торые из которых приведены на рисунке.

 

КОМИССИОННО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ
Собственно посреднические операции Трастовые (доверительные) операции Лизинговые операции Факторинговые операции Дилинговые операции Трансфертные операции Прочие операции

 

Приведём краткую характеристику вышеприведен­ных комиссионно-посреднических услуг, оказываемых коммерческим банком своим клиентам:

· посреднические операции — операции, содействую­щие финансовому обороту (инкассовые, переводные, ак­кредитивные);

· доверительные (трастовые) операции — операции по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверен­ного лица;

· лизинговые операции — это форма финансирования капиталовложений, ориентированная на использование, т.е. как расширение возможностей, а не замену банков­ского кредита. Различные формы, в которых предостав­ляется лизинг, множество контрактов, каналов сбыта, вложение новых товаров в лизинг заинтересовывают бан­ки в участии в лизинговых операциях. Банки могут соз­давать лизинговые подразделения, фирмы, выполняю­щие лизинговые операции во всем их многообразии. В отличие от независимых фирм по лизингу банк имеет те преимущества, что располагает необходимыми кредит­ными ресурсами, квалифицированными специалистами в области кредитов, хорошо осведомлен о финансовом состоянии потенциальных арендаторов. Решения о ли­зинговых операциях принимаются банками по сообра­жениям выгоды и комплексного обслуживания клиен­тов, и тем самым увеличения их числа. Вкладывая средст­ва в приобретение оборудования и выполняя функцию лизингодателя, банки могут внести свой вклад в форми­рование стратегии и тактики обновления основных до­ходов, определить направления развития лизинга, кон­тролировать ситуацию на лизинговом рынке;

· факторинговые операции. Факторинг — это переус­тупка банку (специализированной факторинговой ком­пании) неоплаченных долговых требований (пла­тежных документов, векселей и т.п.), возникающих ме­жду производителями и потребителями в процессе реа­лизации товаров и услуг. В основе факторинговой опера­ции лежит покупка банком (факторинговой компани­ей) платежных документов поставщика на отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги и передача поставщиком факторингу права требования платежа с покупателя. Факторинг может касаться переус­тупки просроченной задолженности или платежных тре­бований в момент их возникновения, т.е. срочных плате­жей. Фактор (банк) инкассирует дебиторскую задолжен­ность поставщика с выплатой суммы счетов — немедлен­но или по мере погашения задолженности покупателем к определенной дате. Наиболее распространена немедлен­ная оплата, по существу включающая краткосрочное кре­дитование поставщика для обслуживания процесса пере­вода капитала из товарной формы в денежную. Покупа­тель возвращает долг фактору (банку) по истечении ус­тановленного срока полностью или частями в соответст­вии с договором;

· дилинговые операции — операции по купле-продаже иностранной валюты. Дилинг осуществляется от собст­венного имени за счет собственных средств либо за счет средств иных лиц в соответствии с поручениями данных лиц. Он представлен следующими формами: покупка-продажа у физических лиц наличной иностранной валю­ты, а также безналичной иностранной валюты, храня­щейся на счетах физических лиц; покупка и продажа иностранной валюты у юридических лиц;

· трансфертные операции банков — это операции по переводу иностранной валюты или золота из одной стра­ны в другую. К этим же операциям относится также пере­дача права владения именными ценными бумагами (ак­циями и др.) одним лицом другому, осуществляемая при помощи передаточной надписи (индоссамента). К транс­фертным платежам относятся также все выплаты, осуще­ствляемые государством (в лице правительства) гражда­нам (пенсии, пособия по безработице, компенсации, выплаты лицам с низкими доходами), которые не пред­ставляют собой какого-либо рода компенсацию за ока­зываемые государству текущие трудовые услуги;

· прочие операции банков — операции, сопутствующие деятельности банков, например: услуги по хранению и охране ценностей; консультационно-информационные услуги; благотворительная деятельность; нумизматические операции; осуществление научных и технических разра­боток и др.

9. БАНКОВСКИЕ ПРОЦЕНТЫ

9.1. Сущность процента

Ссудный процент, или процент за кредит, представля­ет собой своеобразную цену ссужаемой во временное пользование стоимости. Конкретной основой возникно­вения процента является движение ссужаемой стоимо­сти, т.е. кредитные отношения. Процент не является обя­зательным атрибутом кредита, но вне кредитных отно­шений он не функционирует. Процент отражает эконо­мические отношения, возникающие на базе кредита. Субъектами этих отношений являются кредитор и заем­щик, выступающие соответственно как получатель и пла­тельщик процента. Объектом отношений по поводу про­цента являются доходы, полученные от использования кредита.

В отношении кредита и процента различно начало движения стоимости. Движение ссужаемой стоимости начинается от кредитора к заемщику, уплата процентов идет в обратном направлении — от заемщика к кредито­ру. Различие состоит и в качественно ином размере дви­жущейся стоимости. Если кредит на своей завершающей стадии — это возврат стоимости в полной его сумме пре­доставления, то процент — движение в виде особого при­ращения к ссуде.

Процент как экономическая категория имеет свою сферу функционирования и влияния. Прежде всего он выполняет функцию перераспределительную — перерас­пределяет часть доходов между субъектами хозяйствова­ния, между собственниками в пользу тех или других. Является основой формирования доходов кредитных уч­реждений и через платежи их в бюджет поступает частич­но в распоряжение государства. Процент за кредит вы­полняет также функцию регулирующую: оказывает регу­лирующее воздействие на производство путем распреде­ления ссудных капиталов между предприятиями, отрас­лями, а также в составе инструментов денежно-кредитной политики. Третья функция процента — сохранение ссудного фонда. Сохраняется не только первоначальный размер кредитных ресурсов, но и обеспечивается его уве­личение за счет разности между процентами, получае­мыми кредитором, и процентами, уплачиваемыми им.

На процентную ставку влияют факторы внешние и внутренние. К внешним факторам принадлежат: состоя­ние кредитного рынка, характер государственного регу­лирования деятельности коммерческих банков, включая налогообложение. К внутренним факторам относится, прежде всего, оценка банком степени риска по вложени­ям средств в зависимости от характера ссудозаёмщика, вида, сроков пользования и величины ссуды.

Государство, Центральный банк оказывают воздейст­вие на уровень ставок коммерческих банков, используя меры как директивного, так и косвенного регулирова­ния. К первым можно отнести ограничение верхнего уров­ня ставок, разницы между процентами (маржи) и др.

Наиболее действенными инструментами косвенного воздействия выступают: уровень резервных требований Центрального банка, объем, условия и цена предостав­ляемых коммерческим банкам кредитов; нормативы ли­квидности. К факторам косвенного воздействия на уро­вень ставок относится и система налогообложения бан­ков. Изменение ставок налогообложения прямо воздей­ствует на уровень процентных ставок: чем она выше — тем выше процентные ставки за кредит, и наоборот. Уве­личение нормативов резервных требований Центрального банка ведет также к росту уровня ставок за кредит.

Прямое регулирование (установление) размера (пре­дела) процентных ставок со стороны Центрального бан­ка по пассивным (активным) операциям коммерческих банков может привести к: усилению конкуренции на рынке кредитных ресурсов, ограничению возможности их привлечения; необходимости увеличения уставного фонда; сокращению объемов кредитования за счет со­кращения рисковых кредитов; росту ставок по кредитам первоклассным заемщикам. Продажа централизованных кредитных ресурсов Национальным банком на аукцион­ных началах под высокий процент приводит к «удорожа­нию» кредитов коммерческих банков для клиентуры.

Банковский процент возникает в том случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк. Банковский процент существует в различных фор­мах, в связи с чем различают следующие основные виды процентов за кредит (см. рисунок).

 

ВИДЫ ПРОЦЕНТА
По содержанию По методам установления процентных ставок По способам взыскания
Депозитный Фиксированный Единовременный
Ссудный Плавающий Периодический
Учётный Базисный
Дисконтный

 

9.2. Депозитный процент

Депозитный процент — плата банков (кредитных уч­реждений) за хранение денежных средств, ценных бумаг и других материал