Законодательство России в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Основополагающими нормативными документами в области защиты населения и территорий от ЧС являются Федеральные Законы:
-«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ;
-«О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ;
-«Об обороне» от 31.05. 1996 г. № 61-ФЗ.
Их дополняют Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Постановление № 924 от 3.08.1996г. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Федеральный Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для страны организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижения размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
В законе определяются полномочия и обязанности органов федеральной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.
В соответствии с законом Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий; вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией РФ чрезвычайное положение.
Федеральное собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
Правительство РФ устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.
Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.
Законом также определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий ЧС (ст.18).
Граждане России имеют право:
-на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте;
-при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и
организаций, предназначенное для защиты людей в ЧС;
-получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;
-обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
-участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС;
-на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
-на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
-на государственное социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС;
-на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
-на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.
Без четкого выполнения обязанностей гражданами России, трудно говорить о каком-то устойчивом и эффективном функционировании системы предупреждения и ликвидации ЧС.
А посему каждый россиянин обязан (ст.19):
-активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;
-соблюдать законы и иные нормативные акты в области защиты населения и территорий от ЧС;
-выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;
-изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;
-знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
-четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
-при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Ст.28 данного правового акта определяет ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
12 февраля 1998 года был принят Федеральный закон №28-ФЗ «О гражданской обороне», который определяет задачи в области гражданской обороны (далее ГО) и правовые основы их осуществления, полномочия органов
государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также силы и средства ГО.
В соответствии с законом принципами организации и ведения ГО являются:
-организация ГО – важнейшая функция государства, составная часть оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. На территории России ГО организуется по территориально-производственному принципу;
-заблаговременная в мирное время подготовка государства к ведению ГО с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-ведение ГО с начала объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.
Руководит организацией и ведением ГО Правительство РФ, которое:
-обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО;
-издает нормативные правовые акты в области ГО и организует разработку проектов федеральных законов;
-определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения;
-определяет порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст.9 закона организации в пределах своих полномочий, установленных нормативно-правовыми актами РФ:
-планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;
-проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
-осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
-создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных и иных средств.
Руководство ГО в федеральных, местных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов и организаций. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО.
В Федеральном Законе от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ « Об обороне» отмечается, что организация обороны наряду с подготовкой к военным действиям Вооруженных Сил включает в себя и проведение таких мероприятий, как:
-планирование перевода органов государственной власти и экономики страны на работу в условиях военного времени;
-мобилизационную подготовку органов государственной власти всех уровней и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
-создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов
-планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне.
ГО организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В функции организаций независимо от форм собственности в соответствии с законодательством РФ входит:
-выполнение мобилизационных заданий по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;
-обеспечение и выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
-осуществление мероприятий, предусмотренных планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени.
Кроме названных нормативно-правовых актов за последние годы Правительством РФ принято целый ряд постановлений, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.