МВФ и Всемирный банк — в чем различие?

МВФ и Всемирный банк были задуманы на Бреттон-вудской конференции в июле 1944 года как организации, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. Эти цели остаются главными для обеих организаций, но их задачи и функции различаются, и в обоих случаях их работа формируется с учетом новых экономических тенденций и проблем.

МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую помощь, с тем чтобы помочь странам в установлении и поддержании финансовой стабильности и внешней жизнеспособности, в построении и поддержании сильной экономики. Кредиты Фонда предоставляются в поддержку программ экономической политики, призванных решить проблемы платежного баланса, — то есть в тех случаях, когда нельзя получить достаточное финансирование на приемлемых условиях для покрытия чистых международных платежей. Одни кредиты МВФ предоставляются на относительно короткий срок и финансируются за счет фонда взносов, предоставляемых государствами-членами в счет квот. Другие кредиты МВФ являются более долгосрочными, включая льготные кредиты, предоставляемые государствам-членам с низким доходом на основе субсидий, финансируемых за счет продаж золота МВФ в прошлом и взносов государств-членов. В своей работе со странами с низким доходом МВФ уделяет основное внимание тому, как макроэкономическая и финансовая политика может способствовать достижению главной цели сокращения бедности. Профессиональными сотрудниками МВФ являются преимущественно экономисты.

Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, предоставляя техническую и финансовую поддержку, в том числе с тем чтобы помочь странам реформировать определенные сектора или осуществить конкретные проекты — например, такие как строительство школ и объектов здравоохранения, водои энергоснабжение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды. Содействие Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. Квалификации сотрудников Всемирного банка охватывают более широкий круг дисциплин, чем квалификации сотрудников МВФ.

МВФ и Всемирный банк сотрудничают в разнообразных областях, особенно в деле сокращения бедности в странах с низким доходом, облегчении бремени задолженности беднейших стран, а также оценки финансового сектора стран. Обе организации проводят совместные совещания два раза в год.

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля. В настоящее время наблюдается некоторая противоречивость регулирования курса рубля и инфляции Банком России. Однако приоритетная цель регулирования - развитие и укрепление банковской системы страны.

В России до 2008 г. повышение курса рубля было обусловлено не интенсивным, а экстенсивным сценарием развития российской экономики, преобладанием ее сырьевой структуры в условиях повышения мировых цен на энергоресурсы. Но политика повышения курса рубля в результате масштабных валютных поступлений оказалась тупиковой в условиях мирового финансового кризиса, падения мировых цен на энергосырье.

Наряду с отрицательными последствиями снижения курса рубля можно отметить его значение для поддержки экспорта и сдерживания импорта. В настоящее время обосновано совершенствование регулирования курса рубля.

Оценивая использование валютной интервенции Банком России в целях сглаживания резкого падения курса рубля, стоит подчеркнуть ее негативные последствия, так как продажа долларов за рубли приводит к сжатию денежной массы, удорожает рефинансирование, снижает возможность экономического роста. В условиях мирового финансового кризиса валютная интервенция Банка России приводила к снижению официальных валютных резервов, которые более необходимы для государственной поддержки банков и предприятий в форме пакета антикризисных мер.

При анализе негативных последствий девальвации рубля выделяют усиление инфляции и повышение долговой нагрузки корпораций и банков по внешним заимствованиям. Характеризуя переориентацию валютного регулирования на снижение курса рубля с середины октября 2008 г., стоит отметить положительное влияние используемых Банком России методов сглаживания темпов обесценения рубля по отношению к бивалютной корзине в составе доллара и евро, в введении ограничений валютных своп-операций, что сдержало развитие спекулятивной игры на понижение курса рубля.

Стоит отметить изменения в валютном регулировании Банка России, связанные со снижением курса рубля в условиях мирового финансового кризиса, когда уменьшились валютные поступления от экспорта нефти в связи с падением мировых цен на энергоресурсы и усилился отток капитала за рубеж.

Таким образом, на настоящий момент времени в России на валютном рынке существует проблема частичной конвертируемости рубля по текущим операциям платежного баланса и полностью отсутствует конвертируемость по счету движении капитала. Рубль все еще является только внутренней валютой, и поэтому его курс в значительной степени зависит от политики, проводимой Центральным Банком.

Проведение валютных операций неизбежно связано с опасностью валютных потерь, возникающих вследствие изменения рыночных цен, процентных ставок, валютных курсов, вследствие, чего возникают проблемы на валютном рынке.

Следует также отметить, что проблема риска является одной из основных в стабильной деятельности и конкурентоспособности банков на валютном рынке. Значительным препятствием на пути развития валютных финансовых инструментов являются существующие нормативно-правовые пробелы в отечественном законодательстве. Дальнейшее развитие валютного сектора российской экономики определяется состоянием межбанковского валютного рынка, а в деле регулирования межбанковских валютных операций характеризуется возрастающей ролью Центрального Банка России.