Естественная монополия

Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм. Функция издержек для случая подобной технологии характеризуется свойством субаддитивности: TC(∑Qi) < ∑TC(Qi), издержки производства данного объема меньше, когда он выпускается одной фирмой, а не несколькими.

Причинами возникновения естественной монополии могут быть:

• особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска. Положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска (экономию от масштаба);

• экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;

• недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.

Многопродуктовые фирмы - естественные монополии существуют в таких отраслях, как электроэнергетика, железнодорожные перевозки, телефонные услуги. Помимо собственно производства различных продуктов и предоставления разных услуг, фирмы могут считаться многопродуктовыми (и в особенности это касается телефонных компаний) благодаря тому, что предоставляемые в разное время услуги могут рассматриваться в качестве продуктов-несовершенных заменителей.

Для многопродуктовой фирмы различают два вида средних издержек:

• средние издержки производства товарного набора

где k - число товаров в наборе; Qi - объем выпуска 1-го товара;

• средние издержки производства товара

где q - объем производства всех остальных товаров.

Для многопродуктовой фирмы могут быть характерны два вида экономии:

· экономия на масштабе производства всего товарного набора или экономия на разнообразии (при увеличении числа товаров в наборе совокупные издержки товарного набора увеличиваются в меньшей пропорции), что ведет к снижению средних издержек производства товарного набора. Экономия на разнообразии порождается положительными внешними эффектами одновременного использования ресурсов при производстве различных товаров;

· экономия на масштабе производства каждого конкретного товара благодаря положительной отдаче от масштаба.

Однако даже если единственная фирма способна производить выпуск, удовлетворяющий весь рыночный спрос, более эффективно (с более низким уровнем средних издержек), это не означает, что она всегда в состоянии одновременно предотвратить вход потенциальных конкурентов, удовлетворить всех платежеспособных покупателей и покрыть свои затраты. Барьер входа, возникающий благодаря относительному преимуществу в издержках, обеспечивает устойчивость естественной монополии только в том случае, если необратимые издержки входа достаточно высоки, а время, необходимое потенциальному конкуренту для проникновения на рынок, продолжительно. Такая естественная монополия называется устойчивой.На устойчивость и неустойчивость естественной монополии оказывает существенное воздействие государственное регулирование.