Проблемы автоматизации бухгалтерского учета.
В предыдущих разделах кратко охарактеризована история механизации бухгалтерского учета и приведены основные принципы, лежащие в основе рациональной организации учета в условиях его механизации. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
В настоящее время вместо термина «механизация» в связи с изменением технических средств, появлением ЭВМ, а затем и персональных компьютеров применяется термин «автоматизация».
Охарактеризуем исторические этапы и состояние автоматизации учета в России и выделим наиболее актуальные вопросы этой важнейшей проблемы.
Попытки механизации (автоматизации) бухгалтерского учета в 30--70-е г.г. В тридцатые годы в стране создавалось отечественное приборостроение, включая и производство счетных машин — клавишных, электромеханических и счетно-аналитических. Применение машин в учете привело к возникновению термина «машинизация учета». На некоторых промышленных предприятиях применялись импортные счетные машины. Механизация учета на счетно-аналитических машинах существовала лишь на крупных предприятиях (Московском и Горьковском автозаводах и др.), в учреждениях Госбанка и органах государственной статистики, на железнодорожном транспорте.
В это же время начинается теоретическое осмысление проблемы машинизации учета в 3-ей пятилетке (И.Е. Исакович, В.А. Долбоносов). Подробно анализируется методика использования счетно-аналитических машин на Московском автозаводе и Мытищенском вагоно-строительном заводе. Обобщается опыт использования счетно-аналитических машин в промышленности и торговле (И.Е. Исакович, 1938-40 гг.).
В вузах для подготовки бухгалтеров высшей квалификации вводится курс «Машинизация учета», разрабатывается вопросы его преподавания (Г.П. Евстегнеев, 1938-39 гг.).
Большой урон механизации учета нанесла Великая Отечественная война. В послевоенный период производство вычислительных клавишных и перфорационных машин было возобновлено. С 1949г. возобновлена и расширена подготовка инженеров - экономистов по механизации учета. За десять лет - с 1947 по 1956г. было выпущено счетных машин в 3,5 раза больше, чем за такой же предвоенный период.
В конце 40-х - начале 50-х годов разрабатываются направления использования различных видов техники, делается вывод о необходимости увеличения сферы «малой механизации» (Г.П. Евстегнеев, Л.Г. Пасс). Изучаются общие теоретические проблемы механизации учета, совершенствования форм учета, выдвигается идея комплексной механизации учета, т.е. «механизация всех взаимосвязанных основных и вспомогательных стадий рабочего процесса, базирующегося на системе дополняющих друг друга машин» (В.И. Исаков,1959).
Важным направлением явилась разработка новой машинной формы учета (В.И. Исаков, С.И. Волков). В результате обобщения опыта и научных разработок наиболее целесообразной Минфином СССР была признана при использовании клавишных машин журнально-ордерная форма учета, а при использовании перфорационных вычислительных машин - таблично-перфокарточная (1963 г.).
Практика подтвердила правильность положений. К 1970 г. таблично-перфокарточная форма была внедрена на более чем 7 тыс. предприятий страны. Предприятия и организации, которые использовали клавишные машины (бухгалтерские, суммирующие и вычислительные), успешно применяли механизированный вариант журнально-ордерной формы учета.
В конце шестидесятых — начале семидесятых годов наметился переход к использованию электронных вычислительных машин, созданию автоматизированных систем управления (АСУ). Появляется ряд публикаций по этой тематике. Первая статья по использованию ЭВМ для обработки учетной информации появилась еще в 1956 г., в журнале «Бухгалтерский Учет»: М.К. Готовский «Применение электронных вычислительных машин для механизации учета». В статье была приведена краткая характеристика и классификация ЭВМ, показаны возможности их использования для автоматизированной обработки информации.
Первые ЭВМ были несовершенны и плохо приспособлены для механизации бухгалтерского учета. Так, наиболее распространенными ЭВМ в период 1966-72 г.г. была двухадресная ЭВМ «Раздан» и трехадресная ЭВМ «БЭСМ-4». Последняя открыла путь к созданию целой серии вычислительных машин типа М-20: БЭСМ-4, М-220, БЭСМ-6.
Характеристики первых ЭВМ в нынешнее время представляются просто смешными. Так, БЭСМ-4 имела оперативную память 4-8 килобайт, быстродействие — 20 тыс. операций в секунду и занимала площадь порядка 40-50 кв.м. Для сравнения: обычный компьютер Pentium-2 имеет оперативную память 64-128 мегабайт, тактовую частоту 400-500 Мгц, и умещается на рабочем столе. Вывод информации, в основном, осуществлялся численно — на узкую ленту. В качестве средств ввода информации использовались перфокарты. Для изменения данных в последних (или исправления ошибок) требовалась «перебивка» перфокарт. Поскольку эта операция для многих пользователей осуществлялась централизованно, одним-двумя операторами, исправление перфокарты требовало нескольких часов. Кроме того, машинное время для различных пользователей было расписано по минутам (10-30 мин.). В итоге, повторный выход на ЭВМ с исправленными данными реально был возможен лишь на следующий день. В этих условиях невозможно было осуществить оперативность бухгалтерского учета.
Программное обеспечение ЭВМ конца 60-х — начала 70-х годов также было не приспособлено для решения задач учета. Вплоть до 1970 г. наиболее распространенным способом программирования являлось «программирование в машинных адресах». При этом любой простейший оператор требовал нескольких машинных команд: суммирования, сдвига, условного перехода и т.д. В итоге создаваемая программа являлась, как правило, неуклюжей. Первоначально составленный вариант программы изобиловал многочисленными (и трудно обнаруживаемыми) ошибками. На составление и отладку новой программы уходило несколько месяцев.
Положение дел значительно улучшилось с внедрением языков высокого уровня - сначала АЛГОЛ-60, затем ФОРТРАН-4. Однако и эти языки не были приспособлены для обработки бухгалтерской информации. Стандартный АЛГОЛ-60 вообще не обеспечивал построение списков и таблиц, а ФОРТРАН-4 позволял это сделать искусственным и трудоемким путем. Оба языка не обеспечивали обработку графической информации. Для построения таблиц и графиков необходимо было создать специальные подпрограммы.
Идея автоматизации систем управления предприятиями и, соответственно, систем бухгалтерского учета проявилась в начале 70-х годов. Это было связано с попытками разработки АСУ предприятий. Основным идеологом этой проблемы был академик В.М. Глушков.
В течение длительного периода на различных предприятиях создавались программы автоматизации отдельных разделов бухгалтерского учета. Эти программы были ориентированы на ЭВМ средней мощности.
В это же время парк ЭВМ постоянно обновлялся, и проявилась ситуация: только программисты научатся работать на одной ЭВМ, как приобретается новая, более совершенная и процесс повторяется. Таким образом, приобретенная техника не позволяла полностью окупить предыдущую машину. В какой-то степени, технический процесс являлся препятствием для внедрения привлекательной идеи создания АСУ.
Еще одним препятствием являлся чисто психологический, личностный вопрос. Сотрудники бухгалтерий отказывались (иногда просто саботировали) своевременно, т.е. ежедневно, вносить данные в АСУ. В результате штат бухгалтерий сохранялся, а к ним еще добавлялись и программисты. Все это увеличило себестоимость бухгалтерского учета без видимого улучшения его качества.
В итоге эта попытка создания АСУ в 70-80 гг. почти полностью провалилась по упомянутым обстоятельствам: 1) разрозненность и не однотипность создаваемого программного обеспечения; 2) постоянная смена ЭВМ с новым математическим (системным) обеспечением; 3) неправильный подход к подбору и обучению персонала.
Для того чтобы охарактеризовать этапы автоматизации учета в России с начала 90-х годов, сделаем некоторые предварительные замечания.
Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы в условиях переходной экономики России является одной из наиболее важных задач. Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс и многочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартально предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия. Кроме того, существуют плановые и внеплановые налоговые проверки, при проведении которых могут потребоваться все бухгалтерские документы, включая первичные.
В условиях значительной неопределенности в налоговой сфере предприятие может сильно пострадать или даже потерпеть крах, и всего лишь из-за небрежности в бухгалтерском учете. Примеров тому в России очень много, причем часто страдают предприятия, стремящиеся работать честно. Страдают из-за небрежного ведения внутренней бухгалтерии предприятия. Страдают также из-за незнания и соответственно невыполнения последних законов и распоряжений (а они принимаются сплошь и рядом). При ведении бухгалтерского учета вручную возможны и простейшие арифметические ошибки.
Чем же может помочь российскому бухгалтеру компьютер? Безусловно, компьютерная программа никогда не заменит грамотного бухгалтера, но позволит сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.
Хорошие бухгалтерские системы вне зависимости от их масштаба, программно-аппаратной платформы и стоимости должны обеспечивать качественное ведение учета, быть надежными и удобными в эксплуатации.
В функциональном аспекте бухгалтерские системы должны, по крайней мере, безошибочно производить арифметические расчеты; обеспечивать подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов произвольной формы; осуществлять безошибочный перенос данных из одной печатной формы в другую; производить накопление итогов и исчисление процентов произвольной степени сложности; обеспечивать обращение к данным и отчетам за прошлые периоды (вести архив).
Для того чтобы обеспечить указанные возможности, система должна иметь единую базу данных по текущему состоянию бухгалтерского учета на предприятии и архивным материалам, любые сведения из которой могут быть легко получены по запросу пользователя. В зависимости от особенностей учета на предприятии базы данных могут иметь различную структуру, но в обязательном порядке должны соответствовать структуре принятого плана счетов, задающего основные параметры настройки системы на конкретную учетную деятельность. Модули системы, обеспечивающие проведение расчетов, суммирование итогов и начисление процентов, должны использовать расчетные нормативы, которые приняты в текущее время.
Надежность системы в компьютерном плане означает защищенность ее от случайных сбоев и в некоторых случаях от умышленной порчи данных. Как известно, современные персональные компьютеры являются достаточно открытыми, поэтому нельзя достоверно гарантировать защиту чисто на физическом уровне. Важно, чтобы после сбоя разрушенную базу данных можно было легко восстановить, а работу системы возобновить в кратчайшие сроки. Хорошие бухгалтерские системы отвечают этим требованиям.
Несмотря на то, что в мире существует более тысячи тиражируемых бухгалтерских пакетов различной мощности и стоимости, российские бухгалтеры и предприниматели предпочитают отечественные пакеты, более подходящие для условий переходной экономики и быстрой смены законодательных актов, регулирующих порядок бухгалтерского учета. Сегодня мы анализируем уже третье поколение российских автоматизированных бухгалтерских систем.
Этапы автоматизации бухгалтерского учета в России в 80-х годах.Первый этап разработки программ автоматизации бухгалтерского учета совпал по времени с перестройкой, когда в России появилась реальная потребность в программных продуктах такого типа для нужд малых предприятий и кооперативов, обслуживания временных трудовых коллективов и других новых субъектов бухгалтерского учета. Этот период характеризовался массовым ввозом в нашу страну персональных компьютеров, что в значительной степени обусловило выбор последних в качестве основной аппаратной платформы для бухгалтерских разработок. Большинство программ создавалось в виде АРМ (автоматизированных рабочих мест) и предназначалось для эксплуатации на автономных компьютерах. В это время были популярны первые бухгалтерские программы: "Финансы без проблем" ("Хакере Дизайн"), "Турбо-бухгалтер" ("ДИЦ"), "Парус" ("Парус").
Второй этап был связан с развитием коммерческих структур и началом приватизации. Десятки тысяч создаваемых ТОО, АОЗТ и кооперативов нуждались в бухгалтерском учете. На волне всеобщей коммерциализации наблюдался бурный рост тиражируемых разработок, в значительной степени вытеснивших заказные. Энтузиастов-одиночек и временные трудовые коллективы сменили профессиональные группы специалистов, объединившихся в собственные компании, которые хотели получать прибыль с продаваемого тиража бухгалтерских программ. Именно тогда были образованы сегодняшние фирмы-лидеры: "1C", "Диасофт", "Омега", R-Style Software Lab.
Современный (третий) этап развития бухгалтерских систем характеризуется созданием интегрированных программных средств, объединяющих несколько предметных областей автоматизации.
Уроки истории автоматизации. 1. Для того, чтобы эффективно провести автоматизацию, следует, в первую очередь, хорошо представлять себе что же такое автоматизированный бухучет. На первый взгляд, все просто и даже такая постановка вопроса кажется несколько надуманной, потому что автоматизированный бухучет - это просто когда бухучет ведется на компьютере. Вот такое заблуждение и служит причиной большого количества неудачных попыток автоматизации. Следует осознать, что внедрение бухгалтерской программы эффективно только тогда, когда следствием внедрения является повышение эффективности и улучшение качества ведения бухучета на предприятии. Это может выражаться:
1)в упорядочении бухучета;
2)в увеличении количества информации, получаемой из бухучета;
3)в снижении числа бухгалтерских ошибок;
4) в повышении оперативности бухучета;
5) в повышении экономичности бухгалтерского учета;
6) других факторах, зависящих от специфики каждого конкретного предприятия.
Если таких улучшений не произошло, то автоматизация бессмысленна - она не принесла конечного результата, сам же по себе переход с заполнения бумажных журналов-ордеров на нажимание компьютерных клавиш улучшением не является, это просто замена. Такую ситуацию следует скорее называть "псевдоавтоматизацией".
Таким образом, можно сказать, что автоматизация бухучета - это процесс, при котором в результате перевода бухгалтерии на компьютер повышайся эффективность и улучшается качество ведения бухучета на предприятии. Значит, перед тем, как принимать решение об автоматизации бухучета следует выделить, что и как эта автоматизация должна в бухгалтерии улучшить, это и будет целью автоматизации.
2. Распространенным стереотипом является то, что автоматизация бухучета приводит к сокращению бухгалтерского персонала, что приводит к страху перед автоматизацией, а иногда и к ее саботажу. Несмотря на то, что, на первый взгляд, все логично - часть работы берет на себя компьютер, который и вытесняет бухгалтеров-людей, стереотип является ошибочным. Дело в том, что количество необходимых в бухгалтерии бухгалтеров зависит только от количества обрабатываемых бухгалтерией первичных документов (накладных, кассовых ордеров, платежек и пр.), а количество первичных документов не зависит от того, автоматизирован бухучет или нет, оно зависит от объема хозопераций в организации. Таким образом, автоматизация бухучета не уменьшает числа необходимых в бухгалтерии бухгалтеров.
3. Еще одним распространенным заблуждением является то, что автоматизация бухучета начинается с покупки программы и затем происходит "введение данных в программу". Для того, чтобы перевод бухгалтерии на компьютер был эффективен и дал результат, о котором говорилось в предыдущем разделе, начинать необходимо с подготовки, которую условно можно разбить на пять этапов.
Этап I. Оптимизация бухучета. Как уже отмечалось, автоматизация имеет смысл лишь тогда, когда она что-то улучшает в бухгалтерии, поэтому начинать надо с выявления того, как и что можно улучшить. Дело в том, ч-то все хорошие современные программы по автоматизации бухучета - очень гибкие системы, они позволяют настраивать на нужды конкретного предприятия буквально все, начиная от плана счетов и кончая формами отчетности в налоговую инспекцию. Проводится анализ имеющейся на предприятии системы бухучета, а именно: 1) применяемый план счетов и использование конкретных счетов; 2) применяемая Аналитика по различным счетам; 3) использующиеся типовые проводки для отражения типовых хозяйственных операций; 4) формы и содержание первичной документации; 5) формы учетных регистров.
Анализ производится на предмет того, что можно изменить для улучшения бухгалтерского учета. Ясно, что для проведения такой оптимизации требуется высококвалифицированный и опытный специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, каким является, например, аудитор или опытный главбух. Многие фирмы, внедряющие программы, как раз грешат тем, чтоих сотрудники прекрасно разбираются в самих программах, а вот в бухучете-то не очень, и автоматизируют они бухгалтерию в том виде, в котором она есть, не используя возможности для улучшения и даже оставляя старые ошибки.
Этап 1. Выбор масштабов и разделов автоматизации. Под выбором масштабов автоматизации понимается то, в каком объеме будет автоматизироваться бухгалтерия и в каком порядке будут переведены на компьютер разделы бухучета. Эта проблема тем более актуальна, чем крупнее автоматизируемая организация. Когда речь идет о небольшой фирме, где бухучет ведет один-два бухгалтера, то проблема не стоит вообще, бухучет надо автоматизировать полностью и сразу весь, потому, что объем работ по автоматизации в малых организациях невелик. Но когда мы имеем дело с крупным предприятием, любого профиля деятельности и формы собственности таким, как большая торговая фирма, автотранспортное предприятие, фабрика, строительная организация и пр., где бухучет ведется четырьмя и более бухгалтерами, и по каждому разделу бухучета (учет реализации, расчетов с поставщиками, производства и пр.), имеется с одной стороны большой документооборот и с другой стороны много специфики и нюансов, становится понятно, что, если начинать автоматизировать все сразу, то процесс "завязнет" и результатов не будет. Поэтому для крупной организации, с учетом ее особенностей следует решить: 1) Какие разделы автоматизировать, а какие - нет; 2) В каком порядке автоматизировать разделы.
При выборе масштабов автоматизации есть еще один аспект. Он состоит в том, что информация, получаемая из бухучета, требуется и в других структурных подразделениях предприятия, например в отделе сбыта - информация о состоянии расчетов с покупателями и отгрузке продукции, в отделе снабжения - информация об остатках на складах и их номенклатуре (аналитика). Хорошо автоматизированный бухучет в состоянии дать всю эту информацию с учетом всех специфических требований, значит нужно определить весь объем информации, требуемый для внутреннего пользования в организации и произвести настройку программы так, чтобы эта информация выдавалась.
Когда бухучет ведется коллективом бухгалтеров, то, очевидно, что программа по автоматизации бухучета будет работать в сети, где несколько бухгалтеров работают каждый на своем компьютере. Поэтому важно заранее распределить, какой бухгалтер, что будет вести, т.е. провести четкое распределение функций, чтобы впоследствии, при настройке программы каждый на своем рабочем месте имел то, с чем ему предстоят работать.
Этап 2. Постановка задачи. Когда определено, что будет изменяться в бухучете и какие разделы в каком порядке будут автоматизироваться (Этап1), следует четко определить, что автоматизированный бухучет будет давать на выходе. На выходе бухучет дает: 1) первичные документы; 2) учетные регистры для бухгалтерии; 3) регистры и информацию для внутренних нужд предприятия; 4) бухгалтерскую отчетность и расчеты по налогам и другим платежам.
Постановка задачи состоит в том, что в письменном виде фиксируется конкретный перечень всех документов и регистров, необходимых на предприятии, которые должен выдавать автоматизированный бухучет, и требования к ним, такие как информация, содержащаяся в учетных регистрах и первичке, автоматизированность заполнения первички и отчетов и пр. с учетом особенностей хозяйственной деятельности.
Этап 3. Выбор программного средства. Только тогда, когда спланирована оптимизация бухучета, определен масштаб и порядок автоматизации и завершена постановка задачи, можно переходить к выбору программы. В противном же случае выяснится, что купленная заранее или по принципу "подешевле" программа просто не имеет достаточных возможностей для эффективной автоматизации предприятия и придется покупать новую. Для того чтобы во множестве программных продуктов, их версий и производителей найти путеводную нить к оптимальному для предприятия варианту, следует понимать самое главное: просто плохих и просто хороших программ нет, значит, нет и лучшей программы на все случаи жизни. Все те программные продукты, которые широко известны, продаются и рекламируются сейчас в России - хорошие продукты, они доказали это тем, что их знают, покупают и используют на протяжении уже нескольких лет множество предприятий. Отличаются они друг от друга тем, что одни из них лучше подходят для одних предприятий (с учетом их величины, видов деятельности и других факторов), другие - для других, третьи - для третьих. Таким образом, задача состоит в том, чтобы выбрать оптимально подходящий для именно Вашего предприятия программный продукт.
О быстроте прогресса в области создания автоматизированных систем бухгалтерского учета можно судить по следующим фактам.
В 1992 г. На Воронежской фабрике технических тканей (кордная фабрика), на конкурс были выставлены программные продукты 7 воронежских фирм - разработчиков. Среди представленных программ не нашлось ни одной, которая выполняла бы весь комплекс необходимых операций: от заполнения первичных документов, автоматического введения проводок, составления оборотной ведомости, начисления налогов до составления баланса.
Однако уже в 1993-94 гг. появились первые варианты известной ныне «1-С бухгалтерии». В начале они распространялись на 5-дюймовой дискете и были ориентированы на операционную систему MS-DOS. Опыт работы с ними позволил выявить следующие недостатки: 1) программа не позволяла ввести начальные сальдо по счетам; 2) в программе имелось три способа задания временных периодов и при несогласованности этих периодов получались неприемлемые результаты 3) активно-пассивные счета сворачивались; 4) даже при правильном заполнении оборотно-сальдовой ведомости результирующий баланс мог иметь различные актив и пассив (в балансе учитывались только счета, поименованные в статьях баланса); 5) налог на прибыль рассчитывался по данным счета 80 - «Прибыли и убытки», что приводило к нулевому налогу в конце года, поскольку последними записями года счет 80 закрывается; 6) формы первичных и отчетных документов могли редактироваться, однако первоначальный вариант не сохранялся; при ошибочной редакции «испорченный» вариант формы продолжал действовать; 7) в состав «корректных проводок» можно было внести и бессмысленную. Например: Д-т 50, К-т 50 и т.д. 8) отсутствовали сообщения — предупреждения программы о действиях оператора, противоречащих правилам ведения бухгалтерского учета и т.д.