Средневековье.
Традиции римской бухгалтерии продолжали существовать в монастырях. Записи тех времен, так же как и в древнем мире, переполнены ошибками и грамматическими, и арифметическими. Приблизительность, как принцип, лежала в основе поступков людей. Физическая работа казалась более легкой, чем заполнение учетных регистров и выполнение арифметических подсчетов.
В II в. Фибоначчи (1202) ввел арабские цифры. С распространением арабских цифр, измерительных приборов и ростом математических знаний миром овладевает идея точности.
Росту точности и юридической обоснованности учетных записей способствовало и такое событие, как рецепция римского права, а вслед за ним начало формироваться и торговое (хозяйственное) право. Так, купцами стали создаваться посреднические суды, которые вырабатывали определенные требования к записям. Вот правила, принятые в XIII в. для средиземноморских купцов:
1) пусть завершенные операции записываются в соответствии с возрастающим порядком их дат;
2) пусть в бухгалтерских книгах между записями не будет пустых мест;
3) пусть будет по каждой операции сделана ссылка на разрешающий ее документ;
4) пусть все числа будут буквенные, но отнюдь не цифровые, дабы не было подделок.
В средневековье формируются две основные парадигмы учета: камеральная и простая бухгалтерия. Первая исходила из того, что основным объектом учета является касса и ожидаемые поступления, а также выплаты из нее. Таким образом, здесь доходы и расходы были твердо определены. Вторая предполагала учет имущества, включая кассу, а доходы и расходы становились для бухгалтера искомыми. Но, так или иначе, рост товарного хозяйства выдвигал на первое место учет денежной наличности и денежных обязательств (векселей, чеков).