Цель изучения истории развития бухгалтерского учета.
История позволяет:
1. раскрыть динамику протекающих процессов, описать их закономерности;
2. представить имеющиеся связи и разрывы в процессе развития бухгалтерского учёта;
3. рассмотреть эволюцию применяемых методов и формирование категорий;
4. проследить смену общих концепций;
5. научить специалистов объективно оценивать новое или то, что предлагается под видом последнего;
6. дать практикам обзор уже решенных задач;
7. оставить будущим поколениям научное наследство и облегчить тем самым поиск новых идей.
Во все времена при описании фактов хозяйственной жизни было нечто общее, что со временем стало не только возможным, но и необходимым выявить и описать. Это общее можно назвать категориями.Общее знание, сформулированное в форме категорий, получило самостоятельное значение. Знание, использующее категории, становится наукой. Бухгалтерский учет как комплекс научных категорий, как счетоведение позволяет выявить и оценить суть практической деятельности любой бухгалтерии. При этом границы наук размыты, и никогда нельзя точно сказать, где заканчивается бухгалтерский учет и начинается право или политическая экономия, или статистика, или какая - либо другая наука. Но это не значит, что нет самостоятельных наук. И нет ничего более ошибочного, чем сводить бухгалтерский учет к праву, экономике, статистике и т.п.
Все науки можно классифицировать или по предмету, или по методу, или по цели. У бухгалтерского учета есть свой предмет — факты хозяйственной жизни, свой метод — моделирования и свои цели — обеспечение сохранности ценностей и выявление результатов хозяйственной деятельности.
Сами бухгалтеры всегда, с той или иной степенью успешности, решали три задачи:
1) сделать учет максимально информативным и точным;
2) добиться его простоты и дешевизны;
3) получить своевременную информацию о фактах хозяйственной жизни.
Однако эти задачи в значительной мере взаимоисключают друг друга и поэтому учет никогда не был исчерпывающе информативным, достаточно точным, простым и действительно дешевым и своевременным. Эта несовместимость была замечена давно. Интересы собственника, администратора, служащих, подотчетных лиц, кредиторов и дебиторов — противоречивы, и эти противоречия с неизбежностью находят отражение в учетных регистрах.
Этот вывод приводит к заключению о невозможности дать одну законченную и единственно правильную реконструкцию подлинного процесса развития учетных идей. Все, что можно сделать, это описать различные подходы к такой реконструкции, дать обзор сделанных интерпретаций, раскрыть причины неодинакового понимания людьми того, что было, с тем, чтобы найти наиболее правдоподобные ответы относительно того, что будет.