Мероприятия, выполняемые ЦОУ ВОГОиП МВД России

Для решения вопросов по выбору пункта временной дислокации[8] подразделения группировки и созданию в нем необходимых коммунально-бытовых условий, организации водоснабжения и питания, безопасных в эпидемиологическом отношении, в соответствующий субъект Российской Федерации направляется группа сотрудников ЦОУ ВОГОиП МВД России. В состав группы включается врач-специалист медико-профилактического профиля медицинского отделения ЦОУ ВОГОиП МВД России. К работе по выбору ПВД могут привлекаться специалисты ЦГСЭН медико-санитарной части МВД России по субъекту Российской Федерации, на территории которого планируется дислоцировать подразделение группировки.

При выборе ПВД предпочтение следует отдавать существующим объектам местной инфраструктуры, обладающим полным уровнем коммунально-бытового благоустройства и позволяющим обеспечить автономные условия проживания подразделения (централизованное водоснабжение, канализация, отопление). При отсутствии такого объекта необходимо решать вопрос либо строительства ПВД, в том числе модульных быстровозводимых строений, либо реконструкции зданий, имеющихся на выбранной территории.

При проектировании строительства (реконструкции) ПВД необходимо предусматривать следующие расчетные параметры:

площадь на 1 сотрудника в жилых помещениях – не менее 4 м2;

1 санитарный прибор (унитаз) на 10 – 15 человек;

1 умывальник на 10 – 15 человек;

1 душевая сетка на 10 – 15 человек;

количество посадочных мест в столовой – не менее чем на 50 % численности подразделения группировки.

При отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) здания к магистральным сетям водоснабжения следует предусматривать строительство артезианских источников водоснабжения с разводящей сетью и устройство нецентрализованной канализации. При проектировании водозаборных сооружений необходимо учитывать требования к оборудованию и режиму зон санитарной охраны водоисточников[9].

При развертывании кратковременно существующего ПВД допускается организация привозного водоснабжения с развертыванием водоразборных пунктов. На территории лагеря устанавливаются емкости (цистерны, оцинкованные бочки, фляги) для хранения 2 – 3 суточного запаса питьевой воды. Емкости для хранения воды подлежат промыванию и дезинфекции не реже одного раза в неделю в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующих средств.

Подвоз воды в ПВД осуществляется по договору со специализированной организацией специально предназначенным для этих целей автотранспортом. Каждая партия доставляемой питьевой воды должна сопровождаться документами, подтверждающими ее соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям по физико-химическим и микробиологическим показателям[10]. Данные требования следует предусмотреть в договоре (контракте) на поставку воды.

Личный состав в полевых условиях пользуется питьевой водой из индивидуальных фляг, которые заполняются кипяченой водой, приготовленной только на пищеблоке ПВД, либо бутилированной питьевой негазированной водой промышленного производства (в индивидуальной расфасовке), имеющей сопроводительную документацию, подтверждающую ее качество.

При развертывании ПВД только на теплое время года допускается устройство надворных умывальников с подводкой холодной воды питьевого качества и организацией водоотведения.

Душевые для личного состава должны быть обеспечены холодной и горячей водой. При невозможности устройства душевых в зданиях решаются вопросы об установке на территории ПВД модульных душевых либо о заключении договора на помывку сотрудников с соответствующей организацией, предоставляющей банно-прачечные услуги (при ее наличии в районе дислокации подразделения группировки).

В случае отсутствия возможности размещения ПВД в зданиях, оборудованных централизованным водоснабжением либо отсутствия возможности его организации, следует устанавливать на территории ПВД биотуалеты или оборудовать надворные выгребные туалеты из расчета 1 кабина (1 очко) на 10 – 15 человек с их обслуживанием по договорам со специализированными организациями.

Надворные туалеты размещаются на расстоянии не менее 40 метров от жилых зданий (строений), столовой (пункта питания). Они должны иметь надземную часть и выгреб. Надземная часть выполняется из плотно пригнанных материалов, не проницаемых для насекомых и грызунов, с гладкими поверхностями. Выгреб должен быть водонепроницаемым. Его глубина зависит от уровня грунтовых вод, но не должна превышать 3 м. Не допускается наполнение выгреба более чем на 2/3 его емкости. Для контроля заполнения выгреба на внутренней его поверхности наносится контрольная отметка.

Туалеты должны иметь естественное и искусственное освещение и вентиляцию. На окнах в летнее время устанавливаются сетки с размером ячеек не более 1,5 х 1,5 мм.

Предусматривается ежедневная влажная уборка помещения санузлов (надворных туалетов, биотуалетов), для чего используются специально выделенный и промаркированный инвентарь (ведро, швабра, ветошь). Также ежедневно осуществляется дезинфекция указанных помещений. При выборе препаратов следует отдавать предпочтение средствам, относящимся к 4 классу опасности. Дезинфицирующие средства применяются в соответствии с прилагаемой к ним инструкцией. При необходимости разведение рабочих растворов осуществляется с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (респиратор) и кожных покровов (резиновые перчатки).

Каждый сотрудник должен быть обеспечен индивидуальным спальным местом (кроватью), постельными принадлежностями и постельным бельем. Смена постельного белья осуществляется не реже 1 раза в 7 – 10 дней со стиркой по договору со специализированной организацией.

В ПВД должны быть созданы условия для стирки, просушивания и глажения нательного белья и личной одежды (стиральные машины, тазы, моющие средства, утюги, гладильные доски), а также условия для просушивания верхнего обмундирования, одежды и обуви, оборудованные пожаробезопасными источниками тепла, вешалками (стойками, стеллажами и пр.).

В ПВД следует предусматривать развертывание медицинского пункта в составе следующих помещений: кабинет врача, процедурная, помещение для хранения медицинского имущества и лекарственных средств, два изолятора, оснащенных собственными санузлами (для временного размещения больных с подозрением на инфекционное заболевание до их эвакуации в специализированную медицинскую организацию), помещение для персонала.

С целью обеспечения своевременности и доступности эвакуации заболевших лиц и максимального исключения возможности контакта сотрудников с подозрением на инфекционное заболевание со здоровыми лицами, медицинский пункт и изоляторы целесообразно развертывать в отдельно стоящем здании либо на первом этаже здания в помещениях, удаленных от жилых комнат (казарм) для личного состава.

При проектировании помещений медицинского пункта следует руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями[11]. Площади помещений определяются габаритами и расстановкой оборудования, числом лиц, одновременно находящихся в помещении, с соблюдением последовательности технологических процессов и нормативных расстояний, обеспечивающих рациональную расстановку оборудования и свободное передвижение пациентов и персонала, но не менее:

12 м2 – кабинет врача;

12 м2 – процедурная;

10 м2 – помещение для хранения медицинского имущества и лекарственных средств;

8 м2 – каждый из изоляторов;

4 – 6 м2 – помещение для персонала с раздевальной.

В блоке помещений для медицинского пункта должен быть предусмотрен санузел (допускается совмещение туалетов для пациентов и персонала), оснащенный раковиной, унитазом, душем (по возможности).

В местах установки раковин следует предусматривать отделку глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 метра от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов, с каждой стороны. Умывальники должны быть с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Покрытия пола не должны иметь дефектов (щелей, трещин, и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, быть устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, которые плотно закреплены между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны.

Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств. Допустимо применение подвесных потолков. При этом конструкции и материалы потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции.

Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых.

Медицинский пункт должен быть оборудован системой централизованного водоснабжения или водопроводом от местных источников. Допускается использование электронагревательных устройств проточного или накопительного действия.

В процедурных должны быть установлены умывальники для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков. На случай отключения горячего водоснабжения для процедурных предусматривается его резервный источник.

Системы отопления, вентиляции (кондиционирования) должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, их следует размещать у наружных стен, под окнами, без ограждений. Помещения оборудуются естественной вентиляцией (форточки, фрамуги, оборудованные системами фиксации).

Медицинские помещения должны иметь естественное освещение. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.

Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещения оборудуют бактерицидными облучателями или другими устройствами обеззараживания воздуха, разрешенными для этой цели в установленном порядке. При использовании облучателей открытого типа выключатели должны быть выведены за пределы рабочих помещений.

Помещения медицинского пункта укомплектовываются медицинской мебелью, оборудованием, инвентарем, иным медицинским имуществом и лекарственными средствами силами ЦОУ ВОГОиП МВД России.

Размещение оборудования и мебели в помещениях должно обеспечивать свободный доступ к пациенту, доступность для уборки, эксплуатации и обслуживания. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

Помещение для персонала медицинского пункта оснащается индивидуальными шкафами для хранения верхней и специальной одежды.

Организация питания подразделений группировки должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Личный состав должен быть обеспечен трехразовым горячим питанием, организованным на базе стационарных пищеблоков, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям[12]. Оптимальным вариантом является возможность трехразового приема пищи на штатном пищеблоке ПВД.

Пищеблок должен быть обеспечен питьевой водой гарантированного качества.

При проектировании пищеблока следует руководствоваться гигиеническим принципом поточности технологических процессов, исключающим пересечение потоков движения продовольственного сырья, готовых блюд и пищевых отходов; персонала и посетителей; чистой и грязной посуды.

На пищеблоке оборудуется продовольственный склад, обеспечивающий раздельное хранение: сырых мяса и мясопродуктов, рыбы, птицы; молока, молочных продуктов и гастрономических изделий; сырых овощей, фруктов, зелени; сыпучих продуктов; консервов; хлеба.

В составе пищеблока предусматривается цеховое деление производства по помещениям: кладовая суточного запаса продуктов и продовольственного сырья; овощной цех; мясной, рыбный (мясо-рыбный) цеха; кондитерский цех; холодный цех; горячий цех с линией раздачи готовых блюд; моечная кухонной посуды; моечная столовой посуды; хлеборезка; кладовые для посуды, кухонного, уборочного и иного инвентаря, белья и спецодежды персонала; кабинет заведующего производством и помещения для приема пищи персоналом.

На пищеблоке выделяется специальное помещение или место (вне помещений горячего, холодного и кондитерского цехов) для обработки куриных яиц, предусматривающее условия для овоскопирования и мытья.

В структуре помещений пищеблока предусматриваются раздевалки, душевые и санузлы для персонала. Все стационарные организации общественного питания оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается.

Для приема пищи сотрудниками подразделения группировки проектируется обеденный зал с доступом к линии раздачи горячего цеха пищеблока и к месту приема грязной посуды. Количество посадочных мест в столовой проектируется с учетом численности подразделения группировки, но не менее чем на 50 % личного состава.

Для обеспечения питьевого режима в обеденном зале устанавливаются емкости с охлажденной кипяченой водой, приготовление которой осуществляется только в горячем цехе. Также могут быть установлены титаны для раздачи горячей кипяченой воды либо кулеры с достаточным количеством одноразовых стаканов.

К работе на пищеблоке допускаются только лица, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр и обследования в объеме, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н для работников организаций общественного питания.

С целью контроля за качеством приготовления блюд питания в ПВД создается бракеражная комиссия в составе заведующего производством пищеблока (повара), сотрудника, осуществляющего функции по тыловому обеспечению подразделения группировки и медицинского работника. Порядок оценки качества приготовленных блюд и фиксации ее результатов приведен в приложениях № 8 и № 9 к настоящим методическим рекомендациям.

Раздача пищи сотрудникам без разрешения бракеражной комиссии запрещается. Решающим правом при принятии решения о запрещении раздачи недоброкачественного блюда пользуется медицинский работник, докладывающий о своем решении командиру подразделения группировки.

На пищеблоке ПВД организуется отбор и хранение суточных проб приготовленных блюд (приложение № 10 к настоящим методическим рекомендациям).

В помещениях продовольственного склада и пищеблока проводятся дератизационные (освобождение от синантропных грызунов) и дезинсекционные (освобождение от синантропных насекомых) мероприятия по договорам со специализированными организациями дезинфекционного профиля.

На пищеблоке ПВД оборудуется специальное помещение (место) для мытья и дезинфекции емкостей для пищевых отходов, оборудованное подводкой холодной и горячей воды, смесителем с душевой насадкой и отводом сточных вод.

Перед началом работы (ежесменно) с целью выявления у персонала повреждений и гнойничковых заболеваний кожи рук, открытых частей тела, а также ангины, катаральных явлений верхних дыхательных путей, кариозных зубов все работники продовольственного склада и пищеблока должны проходить медицинский осмотр в соответствии с порядком, приведенным в приложении № 11 к настоящим Методическим рекомендациям. Осмотр проводится медицинским работником подразделения группировки.

При организации привозного питания к местам несения службы раздачу пищи следует осуществлять только в одноразовую столовую посуду и столовые приборы, как наиболее безопасные в эпидемиологическом отношении. Посуда и приборы должны иметь маркировку «для горячих пищевых продуктов». Необходимо решить вопросы наличия достаточного количества оборотной тары для доставки готовых блюд (термосы). Мытье и дезинфекцию оборотной тары следует осуществлять только на пищеблоке.

Для сбора пищевых отходов после приема пищи в местах несения службы должны предусматриваться отдельные специально промаркированные емкости, опорожнение, мытье и дезинфекция которых осуществляется на пищеблоке ПВД. Сбор пищевых отходов в термосы, в которых доставляются готовые блюда, категорически запрещается.

Для обработки рук перед приемом пищи в местах несения службы предпочтительно предусматривать использование сотрудниками влажных антисептических салфеток.

При отсутствии возможности организации полноценного приема горячей пищи в местах несения службы в отрыве от ПВД сотрудники обеспечиваются индивидуальным рационом питания (сухим пайком) в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

Для организации сбора пищевых и твердых бытовых отходов в ПВД оборудуется площадка на расстоянии не менее 25 м от пищеблока, жилых зданий и медицинского пункта. Площадка должна располагать удобными подъездами для транспорта. На площадке устанавливаются контейнеры с крышками, не доступные для проникновения насекомых и грызунов. Площадка бетонируется, оборудуется ограждением с трех сторон. Площадь площадки должна превышать площадь контейнеров не менее чем на 1 м с открытой стороны. Контейнеры заполняются не более чем на 2/3, вывоз пищевых отходов и твердых бытовых отходов осуществляется по договору со специализированной организацией.

ЦОУ ВОГОиП МВД России организуется расчистка и благоустройство территории ПВД, а также дератизационная и дезинсекционная ее обработка по договорам со специализированными организациями дезинфекционного профиля. В районах, эндемичных по клещевым инфекциям, проводится акарицидная обработка территории и периодическое скашивание травы.

В целях обеспечения дезинфекционного режима в ПВД подразделения ВОГОиП, а также на случай осложнения эпидемиологической обстановки, службами материально-технического обеспечения ЦОУ ВОГОиП МВД России создается запас дезинфицирующих средств для текущей дезинфекции помещений.