Взаимосвязь уровня концентрации и результатов функционирования рынка
Экономисты, занимающиеся теорией отраслевых рынков, традиционно опираются на следующую парадигму: структура воздействует на поведение, которое в свою очередь определяет конечные результаты экономической деятельности. В рамках этой схемы действует классическая гипотеза, которая нуждается в проверке, о том, что при данной ценовой политике в условиях монополии или жесткой олигополии средняя норма прибыли в отраслях с высокой концентрацией производства будет значительно выше, чем в отраслях с атомистической структурой или в условиях менее жесткой олигополии.
Первый опыт по проверке этой классической гипотезы о связи уровня концентрации и прибыльности отрасли отражен в двух исследованиях Джо Бэйна[21]. Вначале он обнаружил, что в отраслях обрабатывающей промышленности, где индекс концентрации для 8 фирм составил более 70%, средняя норма прибыли (12,1% активов держателей акций крупнейших компаний) превысила уровень 6,9%, отмеченный в отраслях с меньшим уровнем концентрации. Эта связь не была ни совершенной, ни сильной, но она существовала. Затем Джо Бэйн выявил общую корреляцию между доходностью, с одной стороны, и уровнем концентрации и субъективными оценками барьеров входа в отрасль – с другой. Он пришел к выводу, что норма прибыли возрастает с повышением уровня концентрации.
Связь между концентрацией и прибылью отрасли отражает результат модели Курно для n фирм с различными функциями издержек: ,
где - средневзвешенные предельные затраты.
Таким образом, в среднем по отрасли относительная величина прибылемаксимизирующей наценки, или ценовой маржи, определяется структурными переменными: числом предприятий отрасли, их рыночными долями (что отражает индекс HHI) и ценовой эластичностью спроса на данную продукцию.
Положительная связь между концентрацией и прибыльностью была подтверждена впоследствии многочисленными регрессионными исследованиями (50-60 годы). В 1959 г. Д. Шварцман выполнил исследование по отраслям промышленности США и Канады с использованием маржи прибыли как зависимой переменной и обнаружил, что она существенно выше в отраслях с высокой концентрацией[22].
В дальнейшем было проведено большое число исследований, и к 1974 г. Л. Вайсс обобщив данные, сделал обзор 46 исследований по концентрации-прибыльности (36 в США или Канаде, 3 в Великобритании и 7 в Японии). В большинстве из них с помощью регрессионного анализа было установлено, что концентрация является статистически значимым фактором прибыльности, как бы она ни была измерена.
Однако в теории олигополии не существует строгих аргументов, позволяющих утверждать, что устойчивость соотношения «концентрация-результат» может быть продолжительной. Вслед за Джо Бэйном другие исследователи по США также обнаружили «критический уровень» концентрации для CR4 между 45% и 60%. Р.М. Брэдберд и М. Овер определили, что критический уровень зависит от тенденций движения уровня концентрации: если ранее он был низким, то CR4 должен был превысить значение 68% прежде, чем станет заметным увеличение доходности; если же изначально уровень концентрации был высоким, то прибыль, по оценкам, не упадет, пока CR4 не снизится до 46[23].
В своих дальнейших исследованиях Л. Вайсс пришел к выводу, что связь «концентрация-прибыльность» подтверждается в целом для «нормальных» лет, например в период 1953-1967 гг., но она ослабляется или вовсе исчезает в периоды нарастания инфляции или в периоды, непосредственно следующие за ними.
Вслед за Л. Вайссом Домовиц, Хаббард и Петерсен обследовали выборку из 284 секторов в США за период с 1958 по 1981 г. и заметили ослабление взаимосвязей между уровнем концентрации продавцов и средней предельной нормой доходности. Более того, они оказались циклическими, причем колебания предельной нормы доходности в отраслях с высокой концентрацией были больше[24]. На основе этого можно предположить, что исследуемая взаимосвязь в годы оживления деловой активности будет сильнее, чем в периоды спада, например в середине 70-х годов. С другой стороны, выводы Домовица и его коллег могут оказаться обусловленными необычайно тяжелым периодом стагфляции 70-х годов, когда доходы даже в концентрированных отраслях стремительно падали вследствие ослабления спроса, роста издержек и индекса трудовых контрактов в соответствии с инфляцией. Эти выводы получили довольно широкое признание и послужили эмпирической основой для многих нововведений в области антитрестовского законодательства.
Джордж Стиглер в своей статье «Теория олигополии» приводит данные по прибыльности и уровню концентрации различных отраслей промышленности в США (таблица 4.5.)[25].
Таблица 4.6 показывает, как показатели концентрации, с одной стороны, и различные показатели прибыльности, с другой стороны, достаточно тесно коррелируют друг с другом. Все они обнаруживают ожидаемую положительную зависимость.
Таблица 4.5. Данные по прибыльности и концентрации различных отраслей промышленности
Отрасль | Концентрация (1954 г.) | Средняя норма прибыли (1953-1957 гг.) на | Отношение рыночной ценности акций к номинальной | ||
CR4, % | Индекс Херфиндаля | весь капитал | собственный капитал | ||
Добыча серы (4) | 0,407 | 19,03 | 23,85 | 3,02 | |
Производство автомашин (3) | 0,369 | 11,71 | 20,26 | 2,30 | |
Листовое стекло (3) | 0,296 | 11,79 | 16,17 | 2,22 | |
Гипсовые изделия (2) | 0,280 | 12,16 | 20,26 | 1,83 | |
Первичный алюминий (4) | 0,277 | 6,87 | 13,46 | 2,48 | |
Металлические банки (4) | 0,260 | 7,27 | 13,90 | 1,60 | |
Жевательная резинка (2) | 0,254 | 13,50 | 17,06 | 2,46 | |
Покрытия для полов с твердой поверхностью (3) | 0,233 | 6,56 | 7,59 | 0,98 | |
Сигареты (5) | 0,213 | 7,23 | 11,18 | 1,29 | |
Промышленные газеты (3) | 0,202 | 8,25 | 11,53 | 1,33 | |
Мокрый помол зерна (3) | 0,201 | 9,17 | 11,55 | 1,48 | |
Пишущие машинки (3) | 0,198 | 3,55 | 5,39 | 0,84 | |
Бытовое стиральное оборудование (2) | 0,174 | 9,97 | 17,76 | 1,66 | |
Резиновые шины (9) | 0,171 | 7,86 | 14,02 | 1,70 | |
Вискозное волокно (4) | 0,169 | 5,64 | 6,62 | 0,84 |
Таблица 4.6. Ранговая корреляция показателей прибыльности и показателей концентрации
Показатель концентрации | Показатель прибыльности | ||
Норма прибыли на весь капитал | Норма прибыли на собственный капитал | Отношение рыночной ценности обыкновенных акций к номинальной | |
Доля продукции, произведенная четырьмя самыми крупными фирмами | 0,322 | 0,507 | 0,642 |
Индекс Херфиндаля (Н) | 0,524 | 0,692 | 0,730 |
Но, при этом он делает оговорку, что взаимосвязь между прибыльностью и концентрацией отсутствует, если Н меньше 0,250 или если доля четырех самых крупных фирм меньше 80%.
Проверка гипотезы о влиянии концентрации на прибыльность отрасли проводилась нами с помощью регрессионной модели. Мы использовали данные о выручке, прибыли, уровне концентрации по десяти укрупненным отраслям промышленности за ряд лет (1995-2001). В качестве объясняемой переменной – показателя доходности – анализировалась доля прибыли в выручке отрасли, или аналог (при условии постоянной отдачи от масштаба) индекса Лернера. Объясняющими переменными, в свою очередь, служили индексы концентрации для трех крупных фирм по данным Госкомстата России. Результаты регрессионного анализа представлены в таблице 4.7.
Таблица 4.7. Влияние концентрации на прибыльность отрасли
Год | Постоянная | Индекс концентрации CR3 | Коэффициент детерминации | N |
0,10 | 0,17 | 0,23 | ||
-0,08 | 0,20 | 0,14 | ||
0,026 | 0,77 | 0,69 | ||
0,0013 | 0,79 | 0,84 | ||
0,025 | 0,44 | 0,56 |
Показатель концентрации демонстрирует положительное влияние на прибыль. Тесная корреляция между рентабельностью продаж в отрасли и долей трех крупных фирм (CR3) прослеживается на графике (см. рис.4.2.)
Рисунок 4.2. - Взаимосвязь прибыльности отрасли с уровнем концентрации (2001г.)[26]
Если, обобщив данные всех вышеуказанных исследований, сделать вывод о наличии статистических связей между концентрацией, с одной стороны, и прибыльностью – с другой, то необходимо ответить на вопрос: что является причиной этого явления.
В ряде статей Демзец Х. развивал идею о том, что крупные фирмы в отраслях с более высокой концентрацией могут быть более прибыльными из-за их более высокой эффективности. Фирмы, которые удачнее других инвестируют в крупномасштабные производства и маркетинг, могут получать более высокую прибыль при ценах, при которых мелкие производители с более высокими затратами могут получать только нормальную прибыль[27]. Поскольку отраслевая прибыль является средневзвешенной величиной прибыли отдельных фирм, а весами являются их размеры, в отраслях с более высокой концентрацией будет наблюдаться тенденция к большей прибыльности. Если в основе объяснения значимости связи «концентрация-прибыльность» лежит идея об эффективности крупного производства, то только фирмы с большой рыночной долей получат повышенную прибыль.
Существует и другая точка зрения на наличие взаимосвязи уровня концентрации и прибыльности отрасли. Большинство экономистов склоняются к тому, что большая прибыль в отраслях с высоким уровнем концентрации обусловлена наличием монопольной власти у производителей. Вывод о том, что рост концентрации производства является основой образования монополий, а её следствием - неэффективное использование ресурсов, далеко не безупречен. Во-первых, высокая концентрация производства не является достаточным условием монополизации рынка, а потому не тождественна монополии; во-вторых, высококонцентрированные отрасли создают сложную во всех отношениях (науко-, капиталоёмкую) продукцию, т.е. обеспечивают инновационные процессы и потребителя новой качественной продукцией.
Поэтому, возникает необходимость в определении разумного компромисса между позитивным воздействием высокого уровня концентрации на развитие отраслей и ее негативным последствием, выражающимся в потенциально возможной трансформации структуры в монопольный рынок.
Сегодня целью государственной политики в сфере товарных рынков остаётся развитие конкуренции, обеспечение контроля за процессами роста структурной концентрации: если уровень концентрации превышает 2000 % = HHI, то рынок относят к категории высококонцентрированных. Большинство экономистов сходятся во взглядах о том, что концентрированные рынки менее эффективны, поскольку в результате роста цен происходит снижение общественного благосостояния, неэффективно используются ограниченные ресурсы.
Однако результаты нашего исследования свидетельствуют об обратном. Нами были проанализированы взаимосвязи между уровнем концентрации и прибыльностью отрасли при различных вариантах группирования предприятий (все предприятия отрасли объединялись в несколько коалиций от 1 до 7, с различным составом участников в них) и сделан вывод о том, что лучшая результативность отрасли может быть достигнута в рамках структуры с более высоким уровнем концентрации.
В табл. 4.8 приведены результаты функционирования отрасли при различном числе коалиций, где обозначает отношение прибыли в отрасли при образовании числа коалиций, равного .
Таблица 4.8. Значения показателей для разного числа коалиций в отрасли
Число коалиций ( )/ Показатели | Показатели фактического состояния рынка | |||||||
1,089 | (1,004, 1,076) | (0,934, 1,074) | (0,880, 1,043) | (0,862, 1,015) | (0,866, 1,014) | 0,934 | ||
0,961 | (0,966, 0,980) | (0,967, 1,030) | (0,980, 1,051) | (0,990, 1,060) | (0,993, 1,062) | 1,070 | ||
(min HHI, max HHI) | (2500, 2800) | (2120, 2700) | (2100, 2460) | (2070, 2300) | (2050, 2250) | |||
(5100, 5200) | (3450, 4400) | (2600, 3050) | (2300, 2930) | (2700, 2900) | ||||
0,54 | (0,49, 0,53) | (0,45, 0,53) | (0,42, 0,52) | (0,41, 0,51) | (0,40, 0,50) | 0,49 | 0,453 |
В таблице число коалиций, равное 1 и 7 означает картельное соглашение и исходный вариант Курно соответственно. По результатам расчетов построен график, отражающий взаимосвязь уровня структурной концентрации и прибыльности отрасли.
Рисунок 4.3. - График изменения наибольших и наименьших значений относительных показателей в зависимости от числа коалиций
(1) - ,
(2) - ,
(3)- , причем разное число коалиций обеспечивает равный отраслевой объем производства.
В результате исследования было установлено, что прибыль в отрасли и общие средние издержки на единицу выпуска определяются количеством стратегических групп и их составом. Поэтому при группировании предприятий в 2,3,4,5 коалиций с различными участниками, были найдены минимальные и максимальные значения прибыли, АТС, HHI статистического, ННI реального с учетом образования коалиций, индекса Лернера. Число коалиций равное 1 означает картельное соглашение, 7 коалиций предполагает, когда все 7 предприятий работают по модели Курно, т.е. автономно.
Модель конкуренции Курно на олигопольном рынке наиболее близка к модели совершенной конкуренции, которая рассматривается большинством экономистов как идеальная ситуация с точки зрения результатов функционирования рынка. Поэтому модель Курно была использована как база для сравнения с другими отраслевыми структурами, состоящими из коалиций, т.е. все значения показателей сравнивались с моделью Курно).
В результате исследования установлено, что наилучшие результаты функционирования рынка наблюдаются при образовании картеля, когда значение индекса HHI максимально и равно 10000%. При этом обеспечивается наименьший уровень средних издержек на единицу произведенного товара (АТС в картеле меньше на 4% по сравнению с конкурентной ситуацией в отрасли, а прибыль больше на 8%.)
Были сделаны и другие важные выводы: одному и тому же уровню концентрации могут соответствовать различные результаты деятельности рынка; в то же время один и тот же результат может быть получен при различном уровне концентрации (данное положение проиллюстрировано на рисунке 5, где три области отражают множество значений относительных показателей между наибольшими и наименьшими значениями).
Таким образом, причинно-следственная связь между уровнем концентрации и прибыльностью отрасли верна в среднем, поскольку наблюдается существование разрывов в связи «концентрация-прибыльность»: при увеличении уровня концентрации в три раза (с HHI=3357 до HHI=10000), результаты функционирования рынка (прибыль и среднеотраслевые издержки) остаются практически неизменными.
Нами было доказано, что с ростом концентрации в среднем происходит снижение издержек на единицу выпуска и увеличение отраслевой прибыли за счёт улавливания синергетического эффекта. В связи с этим необходимо пересмотреть нормы антимонопольного законодательства в части установления границ уровня концентрации. Они должны быть дифференцированы по отраслям, типам рынков, учитывать размеры производства, характер технологии, вид продукции. Целью регулирования должно стать именно улучшение результатов функционирования отрасли, а не снижение уровня концентрации.
Контрольные вопросы темы: