Розничные торговые объединения и механизм управления розничной сетью.

 

Розничная торговая сеть – это объединение двух и более предприятий розничной торговли, имеющих общую концепцию управления, единую маркетинговую, коммерческую и технологическую политику. В отличие от розничной сети ритейлер – располагает единым распределительным центром. Характерной чертой розничных сетей является:

- общий центр управления (ЦТО);

- единая маркетинговая стратегия;

- централизация закупочной деятельности;

- единое управление материальным перераспределением;

- стандартизация всех торговых процессов;

- централизация управленческой информации;

- создание собственного бренда и стиля;

- разработанная стратегия размещения магазинов;

- возможность маневрировать финансовыми ресурсами;

Сегодня Российском рынке осуществляют коммерческую деятельность большое количество сетей, с различной ассортиментной специализацией, маркетинговой концепцией, ценовой политикой и др. В целом все розничные сети можно классифицировать следующим образом:

Таблица 1 – Общая классификация розничных сетей

№ п\п Классификационный признак Вид розничных объединений
По степени охвата рынка
  1. Международные
  2. Федеральные
  3. Региональные
По количеству представленных форматов
  1. Одноформатные
  2. Мультиформатные
По ассортиментной специализации
  1. Продовольственные
  2. Непродовольственные
  3. С универсальным (смешанным ассортиментом)

 

В сетевой розничной торговле основными факторами экономии за счет масштаба деятельности являются:

Таблица 2 – Преимущества организации сетевой розничной торговли

№ п\п Показатель торговой деятельности Коммерческие преимущества
Опыт Совершенствуется организация управления, отрабатываются технологии работ, используются специальные методы управления, стандарты качества и др.
Логистика Экономия на оптовых закупках товаров, оборудования, расходных материалов.
Маркетинг Экономия от эффективности рекламы и прочих сбытовых мероприятий.
Финансы Основой финансовой экономии является возможность крупных фирм мобилизовать капитал на более выгодных условиях.

 

Последние два десятилетия привели к серьезным изменениям в мировой розничной торговле. Если раньше торговля рассматривалась как звено, соединяющее производство и конечное потребление и ее основной функцией была продажа товаров и повышение эффективности, то сегодня розничные предприятия диктуют свои условия не только производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, в том числе и в регионах.

Само по себе расширение сети является выгодным делом, но на начальных этапах требует больших капиталовложений. Специалисты предприятия оценивают риск и степень рентабельности деятельности сети на выбранной территории.

Лидеры в продвижении своей продукции на региональные рынки – «Пятѐрочка», «Перекрѐсток», входящие в состав X5Retail Group, компания «МЕТРО», «Икеа» Они добиваются желаемых результатов благодаря органичному, последовательному росту. Стараются избегать рисков, тщательно планируют программу развития, избирают демократичные рычаги управления, основной упор делают на разработку ассортиментной и ценовой политики, и проводят эффективные рекламные акции и кампании.

Стратегии и планируемые нововведения торговых сетей, связанные с управлением, сводятся к укреплению эффективности работы центра и минимизацией издержек. Для выхода на региональные рынки также используются франчайзинг и обратный франчайзинг.

Литература:

1. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». [Электронный ресурс]: Режим дос­тупа: http://www.raionlazo.ru/netcat_files/265/385/h_f6b82a9ffe153851e7b2b19c65a57d43 (Дата обращения 13.12.2013).

2. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие/под ред. А.А. Есютина.- М.: КНОРУС, 2007.-424с.