Субъекты, объекты и порядок приватизации.

Субъекты приватизации – продавцы и покупатели гос имущества.

Продавцы – собственники – ППО: РФ, Субъект РФ, МО. От их имени выступают органы: Правительство, Минэкономразвития (политика и нормативно-пр регулирование этой области), ФАУГИ – непосредственно приватизацией занимается (Росимущество, нах-ся в ведении Минэкономразвития). Есть КУГИ, КУМИ – в субъектах РФ и МО. Указанные органы принимают решения об утверждении 1) перечня объектов приватизации и 2) перечня юрлиц – кто будет заниматься орг-цией продажи (специализированные орг-ции по продаже), это, например, Фонд по продаже имущества. Средства от продажи гос\мун имущества зачисляются в соотв бюджет.

Покупатели – частные лица. Физлица и юрлица. Росс и иностранные. Не мб покупателями гос/мун организации (предприятия и учреждения)! Не мб покупателями юрлица, в уставном капитале которых доля РФ/субъекта Ф/МО превышает 25%. Иностр гос-во через свои органы (а это юрлица), значит, тоже мб покупателем… Если меньше 25% - мб покупателем.

Объекты приватизации.

Только то имущ-во, что включено в прогнозный план программы приватизации.

--- Изъятое из оборота имущество, или имущество которое в силу закона может нах-ся только в гос/мун собс-ти = нельзя приватизировать! *кладбища - в гос соб-ти.

----Некоторые объекты мб приватизированы только на основе Указа Президента/ФЗ – см выше. Это не изъятие, это ограничение. Указ Президента От 4.08.2004 – об утверждении перечня стратегических предприятий. Он исп-ся и для цели приватизации, и для цели особого отношения при банкротстве (страт пр-тия – особая категория должников).

---Особенности приватизации для некоторых объектов. Зем уч - ст. 28, объекты кул наследия – ст. 29, объекты соц-кул и ком-быт назначения – ст. 30 и т.д. в Законе о приватизации

----На нек объекты Закон о приватизации не распространяется. Жилищный фонд (З о приватизации жилфонда), например. Природные ресурсы, гос резерв, гос имущество, находящееся за рубежом. Эта группа тоже мб приватизирована, но на основании правил других законов, не Закона о приватизации.

Порядок приватизации.

Это последовательность этапов в механизме перехода прав на гос имущество к частным лицам. Важнейший этап: принятие решения об условиях приватизации, информация об этом для потенциальных участников приватизации, подача заявок на приватизацию, заключение соотв договора и т.д.

1) Решение об условиях приватизации принимается полномочным органом. ППравительства 9.07.2002. Принимается в соот-вии с прогнозным планом, где предварительно включен объект. Решение – админ акт уполномоченного органа. В нем должны содержаться сведения о составе имущества, подлежащего приватизации, о способе приватизации – который дб выбран, должно содержаться положение о начальной цене продажи. Все это дб в решении об условиях приватизации.

2) На основе этого решения публикуется информационное сообщение о продажи в соотв СМИ, в интернете и т.д. – за 30 дней до дня осущ-ния продажи. Если иное не предусмотрено законом (мб более длительные сроки от начала оповещения до проведения торгов – в зависимости от способа приватизации). В инф сообщении должны содержаться сведения, которые содержатся в решении (+- дополнительные сведения): наименования органа, принявшего решение, наименование имущества, способ приватизации, начальная цена, форма подачи предложения о цене, условия и сроки платежа, порядок место и дата начала и окончания подачи заявок, исчерп перечень предоставляемых покупателем документов, срок заключения д-ра к-п, порядок ознакомления покупателя с иной информацией (кроме той, что в извещении есть, например, с актом инвентаризации или с условиями д-ра), ограничения участия отдельных категорий лиц в приватизации (например, это в конкурсе, не только макс цена как в аукционе важна, но и доп условия – аля сохранение раб мест, переобучение персонала и т.д.) + др сведения в зависимости от способа приватизации.

3) Желающие участвовать в приватизации – потенциальные покупатели –подают документы, в пор ст. 16 Закона. Это заявка на приватизацию по форме и т.д.

4) Порядок приватизации зависит от избранного способа приватизации. Будет различаться: аукцион, конкурс, преобразование ГУП в АО/ООО (теперь еще и так можно), выкуп арендованного гос имущества и т.д.

5)

Победитель – то лицо, что в соответствии с порядком приватизации определяется в качестве покупателя (выкуп арендованного госимущества) – с ним заключается договор к-п. закон определяет условия договора, существенные:

-состав имущества, стоимость объекта приватизации, условия пользования объектом, доли, порядок передачи в соб-ть и др сведения. Переход пс, когда того требует закон, происходит на основе договора, акта приема-передачи и гос регистрации пс (для недвижимости, например).

В законе о приватизации жесткие последствия нарушения правил приватизации:

ГК предусматривает заключение договора в порядке торгов. Общие правила действуют, пока нет спец правил из спец законов. Закупки для гос нужд – Закон о контрактной системе.

Приватизация осущ-ся посредством организации торгов, тогда д-т правила закона о приватизации для конкурсов, торгов. А правила ГК действуют, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Последствия нарушения правил приватизации.

1) Признание сделок приватизации недействительными. *При наличии сговора между продавцом и покупателем

2) Применение последствий недействительности ничтожной сделки. Например, при совершении сделки приватизации лицами, не уполномоченными на ее совершение. П. 4 ст. 42 Закона о приватизации.

3) Расторжение д-ра к-п имущества и взыскание убытков, причиненных неисполнением договора. Например, за нарушение сроков и порядка оплаты имущества. П. 6 ст. 35 Закона о приватизации. + взыскание штрафных санкций = п. 5 ст. 42.

4) Админ и угол от-ть. Мошенничество, неправомерные д-вия должн лиц.