Бухучет.

Его обязаны вести все юрлица, а также их обособленные подразделения – все, кто должен иметь отдельный баланс. У подразделений – отдельные балансы, которые представляют собой составную часть баланса юрлица.

Есть орг-ции, ИП, филиалы, представительства иностр орг-ций, которые не ведут бухучета, но они должны отражать соотв факты хозяйственной жизни (хоз операции, движения активов и имущества) в спец книге в хронологической последовательности на основе первичных документов. Т.е. это такая упрощенная система учета, но не бухучет. От 22.10.2012 – Приказ Минфина утверждает соот форму – форму книги учета расходов и доходов предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения… Не требуется ведение системы двойного учета.

Отражает: сколько получено товара, сколько заплачено за него, сколько продано товара – за день. Расходы на аренду и прочее.

Вернемся от упрощенной системе к основной. Бухучет ведет бухслужба – в коммерческой орг-ции. Главбух, бух. Структуру бух службы опр-т рук-ль организации, он вправе вообще не брать бухгалтера, а заключить д-р на ведение соот работы со специалистом в рамках гр-пр договора, а не трудового договора. Или, мб централизованная бухгалтерия ведет учет, в маленькой орг-ции не ндо в штате бухгалтера, но оплачивать надо. Есть также специализированные орг-ции, оказывающие услуги по бухучету, которые даже ведут учет одновременно в нескольких коммерч организациях.

Если нет бухгалтера вообще – вся от-ть за ведение бухучета лежит на рук-ле. В любом случае от-ть на нем будет лежать. В крупных и публичных компаниях целесообразнее создавать бухслужбы. Бухгалтера должны удовлетворять опр требованиям: высшее спец образование, стаж работы, нет судимости в сфере эк-ки – например, это применительно к кредитным организациям. Надо представить сведения о лицах, которые будут заниматься этой д-тью – по требованию закона о банках и банковской д-ти.

Принципы бухучета.

1) Документальность информации об объектах бухучета. Каждый факт хоз жизни подлежит оформлению первичными учетными документами, составленными на бумажных носителях (это мб договор, расходный ордер и т.д.). П . 2 ст. 1 Закона о бухучете.

2) Непрерывность бухучета – ведется непрерывно со дня гос регистрации до даты прекращения д-ти эк субъекта. Документы хранятся, есть срок хранения (ФИФ)

3) Сплошной характер бухучета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухучета.

4) Денежное измерение объектов бухучета. Все хоз факты подлежат учету, но не все хоз факты непосредственно связаны с движением денег. Даже если они непосредственно не связаны с движением денег (берешь на баланс имущество) – надо выразить в деньгах, оценить факт в денж выражении на момент принятия к учету. Отражается все в соот регистрах. Учет ведется в валюте РФ

Этапы бухучета.

1) Наблюдение объектов бухучета и их измерение в ден выражении

2) Закрепление рез-тов наблюдения в первичных учетных документах

3) Группировка информации, содержащейся в первичных учетных документах, в опр разрезах и формирование на ее основе регистров бухучета.

4) Формирование на основе сводной информации, содержащейся в регистрах бухучета, бух отчетности.

5) Передача бухотчетности пользователям. Например, опубликование.

Регистры – сводная информация. Это аналитические и синтетические счета, которые составляются на бумажном носителе (карточки, журналы) или в виде эл документа, подписанного эл подписью.

Аналитические счета исп-ся для учета конкретных объектов бухучета – например, фактов хоз жизни, активов, обяз-в. Приведение аналитических счетов – используются натуральные и денежные измерители (купил, взял на счет, записал стоимость).

Синтетический же счет исп-ся для учета общей стоимости опр вида хоз средств (основные средства, оборотные средства) орг-ции посредством двойной записи, отражающей активы и пассивы субъектов эк д-ти.

*01 – основные средства, отражается в синт счете стоимость осн средств. Отражаются пассивы, активы, общая картина образуется – баланс, отражена общая прибыльность/убыточность на опр отчетную дату.

Еще важный аспект. Объекты бухучета.

Факты хоз жизни – активы, обяз-ва, доходы, расходы, источники финансирования и т.д.

ü Факты хоз жизни - это хоз операции: сделки (как товарные, так и внутрихоз операции – отпуск материалов со складов орг-ции в производство, из цеха в цех средства переходят, помещение готовой продукции на склад). Это основной объект бухучета.

Другие объекты бухучета = всегда следствие определенных хоз операций или их предпосылки:

ü Активы – отражаемые в бух балансе вещные и обязательственные права этого субъекта: основные средства, нематериальные активы (товарный знак и т.д.), фин вложения, инвестиции, производственные запасы, готовая продукция, товары, проч запасы, ден средства на счетах. Понятие актива отличается от понятия актива, исп-го в гражд з-д-ве. В ГП имущество – более широкое понятие и включает также долги орг-ции, права требования, наличные вещи. В бухучете под активами понимается только наличное имущество, права требования, но не долги.

ü Обязательства – отражаемые в бух балансе долги (обяз-ти): кредиторская задолженность, взятый в банке кредит, займы, уставный (обяз-во орг-ции перед участниками) и складочный капитал (обяз-во орг-ции перед товарищами), резервы (имущество, которым обязывается орг-ция на страховой случай). В ГП обяз-во включает не только долги, но и права требования. В пассиве бухбаланса мб учтены обязанности, не являющиеся гр-пр – обязанности по уплате налогов, например, обяз-ти, вытекающие из ТД – оплата з\п.