Государственный контроль за экономической концентрацией.

Антимонопольный контроль – за незапрещенными проявлениями д-ти, но которые могут угрожать. Эк концентрация –

1) результат сделки/сделок, иных действий хозяйствующих субъектов, оказывающих влияние на состояние конкуренции, например, создание крупных коммерч организаций (не только первонач создание, но и слияние, реорг-ция).

2) Осущ-ние крупных сделок с акций, долями, имуществом – что уже можно назначать своих представителей в органы управления (холдинговая система, система мать-дочка –что можно влиять на решения дочернего предприятия).

Метод: а) предварительное согласие на совершение таких сделок от антимон органа или

Б) получение разрешения в последствие – последующее уведомление ФАС идет по менее крупным, но тоже значительным сделкам.

Примеры: предварит согласие ФАС требуется, если пороговые величины концентрации капитала превышают 3 млрд руб или 10 млрд по суммарной выручке от реализации товара за последний год. Все в законе. Реестр включает всех, у кого доля на рынке не менее 35% - от ППравительства «Положение о ведении реестра». Сделки с акциями, имуществом и имущ правами считаются крупными, если суммарная стоимость активов по последним балансам отчуждателя и лица-приобретающего превышает 7 млрд рублей или если их суммарная выручка от реализации товара за последний календарный год превышает 10 млрд рублей. При этом стоимость активов по последнему балансу лица, имущество которого приобретается – превышает 250 мил рублей, либо если одно из указанных лиц включено в реестр.

Критерии, лежащие в основании квалификации сделок или действий как ведущих к концентрации капитала, над которыми осущ-ся предварительный контроль. Нужно обратиться с ход-вом в ФАС, зарегать орг-цию, концентрирующую д-ть. Нужно приложить к документам ход-во с отметкой антимонол органа, что разрешено создать такую орг-цию с такой концентрацией капитала. Не будет документа – не будет регистрации.

Последующее уведомление органа антимонопольного: когда хозяйствующие субъекты соблюдают условия ст. 35 З о защите конкуренции:

1) Сделки/действия осущ-ся лицами, входящими в одну группу лиц.

2) Перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица представлены в группе! Перечень должен быть представлен в ФАС одним из участников группы в утвержденной ФАСом форме не позднее чем за месяц до осущ-ния сделок или иных действий. Не о разрешении совершать действия идет речь, а чтобы сведения о группе уже были у ФАС.

3) Перечень лиц, входящих в группу на момент совершения сделки/действия, не изменился по сравнению с представленными в ФАС сведениями. Просто уведомительный порядок.

Последствия нарушения порядка совершения сделок и действий:

Несоблюдение порядка и процедуры ведет к ликвидации / реорганизации в суд порядке по иску антимонопол органа. Или, если речь идет о сделках – признание недействительной со всеми последствиями. Порядок соот-т западным странам.

Что касается цифр, пороговых величин – у всех стран по-разному. З 1991 о конкуренции сменился на З 2006, тогда пороговые величины были в сотнях миллионов рублей. Теперь – миллиарды. Чем ниже пороговая величина, тем меньше сделок подлежат контролю и не подпадают под контроль ФАС. Задача: создать условия нормального конкурентного рынка. Либо запрещать монополии, либо, контролировать их при допущении. Попондопуло: в идеале, запретить монополии надо. Но в отсутствие мирового правительства надо защищать свои рынки. Если Газпром раздробить, зарубежные компании газовые вверх пойдут на мировом рынке. Это вопросы политики, а не права и экономики. Право и эк-ка (по общему правилу) – за отсутствие монополии и влияний. Заложен баланс интересов в законе, баланс может смещаться. З-д-во, в отличие от права – политизировано. А право – естественная вещь. Порядок вещей естественный дб.