Государственная регистрация в сфере предпринимательства (предпринимателя, имущества, сделок предпринимателей).

Она может касаться как субъектов-предпринимателей, так и их имущества, так и их сделок. Гос регистрация предпринимателей осущ-ся в соот-вии с законом от 8.08.2001 «О гос регистрации юрлиц и ИП» +- ГК, содержащий основные нормы, что с момента записи в реестр возникает правоспособность юрлица. Но нам нужны механизмы регистрации. Закон регулирует:

ü регистрацию при создании, реорг-ции, ликвидации,

ü внесении изменении в учредительные документы,

ü отношения по гос регистрации физлиц в качестве ИП, регистрация прекращения д-ти в качестве ИП,

ü ведение реестра юрлиц (ЕГРЮЛ) и ЕГРИП

Закон фактически является законом прямого действия. Стабильность условий предпринимат д-ти дб, тем закон и хорош, что прямо действует. Есть положения в законе отсылочные, что есть регулирование на подзаконном уровне. Форма заявления разрабатывается и утверждается органом, уполномоченным Правительством. +В законе есть положения, которые говорят, что кроме этого закона есть другие законы о спец порядке регистрации отдельных видов юрлиц – ст. 10. Перечислены те виды д-ти. Например, кредитные организации (+З о банках и банк д-ти, Правила ЦБ). Уполномоченный орган регистрирующий – ФНС, даже и здесь!!!. ЦБ же регистрирует только у себя, в книге регистрации, после данной регистрации окончательная регистрация осущ-ся ФНС, после внесения в ЕГРЮЛ появится правоспособность.

Порядок регистрации дифференцируется в зависимости от того, идет ли речь о создании, реорг-ции, ликвидации, ИП и т.д. В целом процедура выглядит так. Создание юрлица:

1) Заявитель представляет в терр управление ФНС заявление, к которому прилагает необходимые документы. В заявлении отражает, что документы соот-т з-д-ву, что сведения достоверны (декларация). Иногда нужно предварительное согласие антимонопольного органа. Это тоже надо продекларировать. К заявлению прилагается:

ü решение учредителя/учредителей о создании юрлица (протокол либо учредительный договор),

ü учредительные документы (обычно это устав, для хоз товариществ- учредительный договор),

ü Выписка из реестра иностр юрлиц (если учредитель – иностранец) или иное док-во. Документ оригинальный + нотариальный перевод

ü Документ об уплате гос пошлины и т.д.

ü В спец законах об опр видах д-ти (аля кредитование) – мб дополнительные требования к документам. По З о банках и банк д-ти: нужно также представить копии свид-т гос регистрации учредителей юрлиц, аудиторское заключение о достоверности фин отчетности, декларацию о доходах учредителей юрлиц и прочее. По отношению к др юрлицам предварит проверки нет. Предложения о том, что нужно перейти к э-зе пр документов перед регистрацией для всех видов д-ти. Но минус в том, что для регистрации требоваться будет много времени! *При гос регистрации имущества проводится сначала пр э-за, а здесь пока еще нет предварительной пр э-зы. *если юрлица не соот-т требованиям, уст-ным в законе – ликвидация по требованию ЦБ и взыскивается в двойном размере доходы, полученные от действий, ибо на самом деле они не законны. Не надо э-зы лишней, просто наказать потом нарушителей.

2) Рег орган не вправе требовать документов иных, помимо обозначенных в законе. Рег орган не оценивает целесообразность создания юрлица, всегда заявитель может обжаловать отказ от регистрации, требование о доп документах, не предусмотр законом – в суд. Вопрос о взыскании убытков с регистрирующего органа, если задержка их повлекла.

3) Со дня представления необх документов в рег орган – в течение 5 дней дб принято решение о регистрации!

4) На основании решения вносится запись в реестр. Возникает правоспособность. ФНС в терр подразделениях ведет.

5) Регистрирующий орган обязан уведомить заявителя о регистрации в течение 1 раб дня. Уведомить и выдать док о гос регистрации. Это свид-во о гос регистрации юрлица и физлица в качестве ИП.

6) На рег орган возлагается обяз-ть поставить на последующий учет вновь созданный субъект – для целей налогообложения, в Пенс фонде, для статистического учета и т.д. Ибо регистрация идет по п-пу одного окна. Другие регистрации – по межведомственным связям.

Ответственность:

Заявитель и вновь созданные субъекты будут нести от-ть за недобросовестные действия, за неверную информацию. От-ть органа за задержку, отказ в регистрации и т.д.

Гос регистрация ликвидации юрлиц.

Порядок почти идентичен, просто доп документы: ликвидационный баланс, 2 раза в месяц объявление о ликвидации. Порядок прекращения юрлиц упрощенный – ст. 21.1 Закона: очищение реестра юрлиц.

А) Есть способ ликвидации недействующих юрлиц в суд порядке. Ст. 61 ГК РФ – орган может обратиться в суд,

Б) но также есть условно административный порядок прекращения д-ти юрлиц, которые в течение последних 12 месяцев не представляли отчетность в налоговую, не осущ-ли банк операции. ФНС принимает решение об исключении такого юрлица из реестра. Данное решение подлежит опубликованию. В решении указ-ся сведения о порядке и сроке направления заявления недействующим юрлицом, в котором бы указ-сь возражения об исключении из реестра. Заявление мб отправлено не позднее 3 месяцев с момента принятия решения о ликвидации. Если заявление поступает в срок, то решение об исключении из реестра не реализуется, ликвидация мб теперь только в суд порядке при наличии оснований.

Гос регистрация имущества, сделок.

Регистрация ККА (ст. 130 ГК), внешнеторговые сделки, объекты интеллектуальной собственности (промышленной собственности – права на изобретения, Средства индивидуализации, коммер концессия), выпуски эмисс цен бумаг (в соответствии в законом о рынке ценных бумаг).

Регистрация недвижимого имущества и сделок с ним. З 1997 с послед изменениями: принципы гос регистрации, система органов гос регистрации, порядок и особенности гос регистрации отдельных видов прав на недвижимость и сделок с ней. ПС, хоз ведение, опер управление, сервитуты, ограничение прав в законе прописаны. Регистрация – в едином гос реестре прав на недвиж имущество и сделок с ним. Фед служба гос регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – в ведении минэкономразвития, осущ-т д-ть через терр органы. Выдает в результате гос регистрации документ о зарегистрированном праве, либо о сделке, либо совершает надпись на документе, представленном для гос регистрации – то есть, отдельный документ или надпись на документе. Не все объекты прав как недвижимость подлежат регистрации этим органом, закон считает недвижимостью морские, воздушные, космические суда (они регистрируются, право на них регистрируется, но регистрация осущ-ся в соответствии с другими законами – ведутся другие реестры, КТМ, Воздушный кодекс – регистрируем в соответствии с этими актами).