на период до 2020 года
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3.07.2008 № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № ВП-П9-4244 Министерством промышленности и торговли РФ разработана стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года.
Под Стратегией в данном случае понимается «взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического и организационного характера в рамках инновационных, региональных и бюджетных целевых программ, отдельных проектах» [ ].
При разработке Стратегии были учтены национальные интересы России, особенности легкой промышленности как объекта предполагаемого воздействия, важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие политику государства в легкой промышленности, предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и бизнеса, а также отраслевых научно-исследовательских институтов, общественных организаций и объединений.
Учитывая общегосударственную значимость легкой промышленности, масштабы и глубину системных проблем в отрасли,
Цель Стратегии – «создание условий для интенсификации инновационного развития и технологического прорыва текстильной и легкой промышленности России, обеспечения эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции совокупному спросу российского и мирового рынков, повышения национальной значимости отрасли и ее имиджа в мировом сообществе» [ ].
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
· Повышение конкурентоспособности и увеличение объемов выпуска продукции для населения, силовых структур и ведомств, агропромышленного комплекса, медицины, строительной, мебельной и транспортной индустрии, образовательной сферы;
· Обеспечение экономической эффективности производства;
· Повышение конкурентного уровня материально-технической базы на основе технического перевооружения и модернизации производства, а также внедрения прогрессивных технологий;
· Ресурсосбережение и экологическая безопасность технологических процессов и продукции;
· Усиление борьбы с теневым производством и несанкционированным импортом;
· Обеспечение роста экспорта продукции и вовлечение организаций легкой промышленности в международное разделение труда;
· Разработка эффективных механизмов стимулирования инвестиционной и инновационной активности, развитие наукоемких производств на основе частно-государственного партнерства, привлечения инновационных фондов развития и т.д.;
· Создание основы для углубления процессов кооперации, интеграции и развития межтерриториальной и межотраслевой организации взаимодействия субъектов науки, промышленности и малого предпринимательства;
· Формирование цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитие межрегиональной и межотраслевой товаро-проводящей сети, коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
· Развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, специалистов и управленческих кадров, для успешного развития производства и бизнеса в условиях открытого рынка.
В Стратегии также определены задачи, требующие решения на федеральном уровне [ ]:
· Оказание на конкурсной основе государственной поддержки в реализации высокоэффективных инновационных мега-проектов по реорганизации производства и выпуску продукции нового поколения;
· Обеспечение бюджетного финансирования научных исследований и разработок в соответствии с принятыми государством приоритетами в области науки и техники;
· Законодательное обеспечение устойчивого положения отечественных производителей на внутреннем рынке, совершенствование таможенной и кредитной политики, стимулирование экспорта продукции;
· Создание межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией и усилению таможенного контроля;
· Создание эффективных форм и методов управления реализацией Стратегии с учетом интересов исполнителей.
Достижение цели и решение поставленных задач предполагается осуществлять посредством реализации предусмотренных программных мероприятий.
С учетом перспектив развития российского рынка и повышения возможности отрасли, были рассмотрены сценарии выполнения Стратегии. Принципиальное значение имеют два альтернативных варианта реализации Стратегии: инерционный и инновационный.
Инерционный сценарий базируется на показателях первого варианта развития российской экономики до 2020 года, рассчитанного Министерством экономического развития и торговли РФ. В нем предусматривается инерционная динамика инвестиционного процесса и низкая инновационная активность. В соответствии с этим сценарием, государственная поддержка будет осуществляться через субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение и стимулирование экспорта. Дополнительных мер поддержки легкой промышленности со стороны государства и бизнеса не ожидается. Основное развитие в легкой промышленности будет осуществляться на базе модернизации действующих производств за счет собственных и привлеченных средств. Инерционный сценарий развития не предусматривает и существенного повышения конкурентоспособности отечественной продукции.
Такой путь развития, как видно из рис. 1.2 [ ], может привести к развитию негативных тенденций.
Рис. 1.2. Инерционный сценарий
При инерционном развитии существует риск, что уже к 2020 году легкая промышленность России может стать полностью неконкурентоспособным сектором экономики с катастрофическим технологическим отставанием от мирового уровня, с утратой научного потенциала, снижением объемов инноваций и с другими крайне негативными последствиями. Отрасль может потерять даже все существующие позиции на внутреннем и зарубежном рынках, в то время как экономика зарубежных стран будет успешно развиваться за счет вложения российских потребителей в развитие производства их товаров, покупая импортную продукцию, превосходящую российскую по цене, качеству и другим свойствам.
Отдельные предприятия в попытке выжить вынуждены будут переходить на мелкотоварное производство, перепрофилирование высвобождающихся активов и их продажу. Результатом станет значительное сокращение налоговой базы и, как следствие, существенные потери в бюджете страны. Кроме того, ликвидация предприятий, наиболее вероятно, приведет к полной деградации отечественной промышленности, к значительному сокращению числа занятого в отрасли производственного персонала, что является серьезной угрозой социальной напряженности в большинстве регионов страны.
Инновационный сценарий соответствует варианту развития российской экономики до 2020 года, основанному на инновационной динамике инвестиционного процесса и высокой инновационной активности. Он предусматривает более высокие темпы роста объемов выпуска продукции; целевые меры государственной поддержки отрасли (средства на финансирование науки, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам на закупку сырья и оборудования и запчастей к нему, стимулирование экспортеров продукции); стимулирование инвестиций на техническое перевооружение, радикальную модернизацию производства, развитие высоких технологий и реализацию мега-проектов государственного и стратегического значения на основе частно-государственного партнерства, закупки лицензий.
Увеличение финансовых средств из федерального бюджета и внебюджетных источников позволит увеличить масштабность внедрения прогрессивных наукоемких технологий в промышленности.
Инновационный сценарий, как видно из рис. 1.3 [ ], будет способствовать повышению роли и имиджа легкой промышленности в экономике страны и в мировом рынке разделения труда, повышению инвестиционной, бюджетной и экспортной привлекательности отрасли.
Рис. 1.3. Инновационный сценарий
Инновационный сценарий развития легкой промышленности базируется на следующих предпосылках, тенденциях и допущениях:
· на макроуровне: прогнозы инфляции, национальные проекты, программы социально-экономического развития России;
· на региональном уровне: программы социально-экономического развития регионов, региональные кластеры и особенности развития регионов;
· на микроуровне: стратегии и концепции развития сопряженных отраслей, конъюнктура рынка, маркетинговые исследования;
· на концентрации инновационной деятельности по приоритетным направлениям: ускорение инвестиционного процесса, масштабная технологическая модернизации действующих производств, увеличении темпов роста производительности труда; разработка и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, технологических процессов нового уровня, характеризующихся безотходностью производства и высоким качеством производимой продукции.
В соответствии с инновационным сценарием предусматриваются коренные изменения в структуре производства легкой промышленности за счет приоритетного развития эффективных предприятий, ориентированных на выпуск продукции высоких переделов, импортозамещающей и экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Из вышесказанного следует, что инновационный сценарий является единственно возможным для эффективного развития легкой промышленности, улучшения экономическихпоказателей деятельности и повышения ее конкурентного уровня, расширения области сотрудничества с зарубежными компаниями, научными и инжиниринговыми центрами. Именно поэтому он принят в качестве основного для реализации Стратегии и необходимых мероприятий. Основной риск реализации этого варианта связан с малой вероятностью привлечения необходимых объемов инвестиций и бюджетных средств.
Конкретные значения целевых индикаторов и технико-экономических показателей Стратегии развития легкой промышленности в долгосрочной перспективе определены с учетом стартовых условий деятельности отрасли в 2005 - 2008 годы, ее особенности и перспективных возможностей, которые в совокупности определяют условия выполнения Стратегии и представлены в табл. 1.2 [ ].
Сценарий развития легкой промышленности предполагают поэтапную реализацию мероприятий Стратегии и мер поддержки отрасли. Основные этапы реализации Стратегии [ ]:
Первый этап (2009-2012 гг.) – выполнение быстрореализуемых инновационных проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе, принятие нормативно-правовых актов и разработка защитной таможенно-тарифной политики. Создание институциональных условий, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод экономики отрасли в режим инновационного развития.
Т а б л и ц а 1.2 – Целевые индикаторы и показатели Стратегии
Целевые индикаторы и показатели | Прогноз | ||||||
1. Темпы роста товарной продукции в процентах к предыдущему периоду | 111,2 | 112,1 | 114,4 | 112,2 | 112,6 | 111,7 | 109,6 |
в процентах к 2007 году | 112,1 | 128,3 | 143,9 | 181,3 | 257,9 | 418,9 | |
2. Количество вновь разработанных технологий, в т.ч. мирового уровня | |||||||
3. Количество патентов, удостоверяющих новизну технологических решений | |||||||
4. Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска, % | |||||||
5. Доля отечественной продукции в объеме продаж на внутреннем рынке, % |
Второй этап (2013-2017 гг.) – достижение стабильности и финансовой устойчивости в развитии отрасли; повышение конкурентоспособности отечественных товаров; закрепление за российскими производителями сегментов на внутреннем рынке и усиление их позиций на зарубежных рынках; осуществление масштабной реализации пилотных и мега- проектов; привлечение инвестиций, в том числе иностранных, на техническое перевооружение и модернизацию производства. Для решения экологизации экономики предусматривается внедрение ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий, нанотехнологий, малоотходных и безотходных технологических процессов. Предполагается создание конкурентоспособных производственных систем, развитие устойчивых кооперационных связей, межтерриториальной и межотраслевой кооперации, ОЭЗ, создание цивилизованного рынка потребительских товаров.
Третий этап (2018-2020 гг.) – ускорение социально-экономического развития легкой промышленности и осуществление интенсивных качественных преобразований на базе инноваций, увеличения объемов выпуска нового поколения экологически чистой продукции, формирования эффективной инновационной инфраструктуры, проведения сбалансированной экономической и законодательной политики. В этот период произойдет технологический прорыв легкой промышленности, будут освоены новые рынки сбыта продукции, увеличатся поставки продукции на экспорт, объем которых может составить 3,5 и более млрд. долл. США. Будут созданы основы для сокращения разрыва в технологическом развитии легкой промышленности от зарубежных стран, развития интеллектуального потенциала, повышения возможности отрасли для равноправного международного сотрудничества в сфере высоких технологий.
Принятые в прогнозируемом периоде индексы промышленного производства в легкой промышленности по видам ее экономической деятельности в 2009-2020 годы (по двум сценариям развития) представлены на рис. 1.4 [ ].
Инерционный сценарий | Инновационный сценарий |
p - обрабатывающие производства; î - текстильное и швейное производство; ¿- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
Рис. 1.4. Динамика индексов производства в легкой промышленности
Как видно из рис. 1.4, прогнозируемые индексы производства в легкой промышленности выше индексов средних по обрабатывающим производствам. Прогноз объемов выпуска основных видов продукции и разработка ассортиментной концепции по обоим сценариям развития отрасли разработан на основании соответствующей оценки спроса, импорта, экспорта.
В развитии ассортимента продукции отрасли приоритетами обозначены:
· повышение конкурентоспособности товаров, придание продукции новых потребительских и функциональных свойств, нового колорита и улучшенного качества, повышение эксплуатационных, упругопластических и защитных характеристик технического и оборонного ассортимента продукции и других свойств, отвечающих требования мирового рынка и запросам покупателей;
· индивидуальный подход к каждой ассортиментной группе в решении сырьевых, технических и технологических вопросов их производства.
Объем выпуска основных видов продукции по конечным годам этапного развития Стратегии в соответствии с выбранным инновационным сценарием развития приведены в табл. 1.3 [ ].
Т а б л и ц а 1.3 – Выпуск основных видов продукции
Вид продукции | Выпуск основных видов продукции | 2020 в % к 2007 | |||
Ткани, млн. кв.м | 2378,7 | 3441,4 | 5029,6 | 6426,6 | 270,2 |
в том числе: хлопчатобумажные | 2107,8 | 3001,2 | 4411,0 | 5583,4 | 264,9 |
шерстяные | 28,7 | 36,0 | 71,6 | 95.3 | 332,1 |
шелковые | 141,2 | 195,6 | 287,4 | 363,8 | 257,7 |
льняные | 101,0 | 208,6 | 259,6 | 384,1 | 380,3 |
Нетканые материалы типа тканей, млн. кв.м | 308,0 | 621,8 | 698,3 | 276,0 | |
Чулочно-носочные изделия, млн. пар. | 337,7 | 547,8 | |||
Трикотажные изделия, млн. штук | 28,8 | 70,0 | 682,2 | ||
Швейные изделия, млрд. руб. | 45,4 | 62,9 | 80,5 | 90,8 | 200,0 |
Меховые изделия, тыс. шт. | 2,94 | 6,4 | 17,4 | 26,2 | 891,2 |
Кожтовары, млрд. дм2 | 2,65 | 4,0 | 4,9 | 5,2 | 195,8 |
Искусственные кожи, пленочные материалы | 51,0 | 68,0 | 81,4 | 106,0 | 165,5 |
Обувь, млн. пар | 54,2 | 90,5 | 145,8 | 194,0 | 357,9 |
В соответствии с инновационным сценарием развития, объем отгруженных товаров к 2020 году увеличиться по сравнению с 2007 годом в 4,2 раза и составит 677,3 млрд. руб. Для сравнения, по инерционному сценарию предполагаемое увеличение составит всего на 0,1 %, то есть сохранится на уровне 2007 года [ ].
Прогноз финансового состояния легкой промышленности по инновационному сценарию свидетельствует об улучшении – сальдированный финансовый результат в 2020 году составит 16,62 млрд. руб., в том числе в текстильном, швейном и в меховом производстве – 11,97 млрд. руб., в производстве кожи, изделий из кожи и обуви – 4,7 млрд. рублей. Темп роста прибыли по отрасли составит 511% [ ].
Достижение прогнозируемых экономических показателей цели развития отрасли будет осуществляться посредством мероприятий, обеспечивающих реализацию Стратегии.
Златорунская Е. Н., Сеньшова Е. А., Темнова Н. К. Управление технологическими инновациями на предприятиях отрасли: учебник. – СПб.: СПГУТД, 2011. – 156 с.