ФОНЕТИЧЕСКИЙ, ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ, СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ (2 часа)
1. Беседа по содержанию лекции:
1. Какие два способа описания языка существуют в современной лингвистике?
2. Какие проблемы фонетики актуальны для психолингвистики?
3. Когда и где возникла проблема соотношения звука и смысла? Какие ответы она порождала?
4. Опишите эксперименты А.П. Журавлёва и их результаты.
5. Что такое фонетическое значение слова? Как соотносятся лексическое и фонетическое значение слова?
6. Что такое признаковый аспект значения?
7. В каких словах больше всего ощущается фонетическая значимость?
8. Чем отличаются звукоподражательные и звукообразные слова?
9. Что такое синестезия?
10. Какие проблемы интересуют психолингвистов на лексико-семантическом уровне языка?
11. В чём заключается проблема хранения слова в памяти человека? В каких экспериментах был получен ответ на этот вопрос?
12. Назовите виды ассоциаций.
13. Докажите, что ассоциации различны у людей разных культур, географических зон, профессий.
14. Назовите варианты ассоциативного эксперимента.
15. Опишите психофизиологический эксперимент А.Р. Лурии и О.С. Виноградова. Его результаты.
16. Что показывают оговорки?
17. Какие три модели понимания слова разработаны в психолингвистике?
18. Что такое категоризация и концептуализация?
19. Опишите «наивную» модель толкования слова.
20. Расскажите о программе А. Вежбицкой.
21. Как называется модель понимания слова в экспериментах Р.М. Фрумкиной? Какое явление она изучала?
22. Опишите её эксперимент и его результаты?
23. Наименования каких цветов испытуемые часто возвращали экспериментатору?
24. Какие стратегии категоризации были обнаружены в эксперименте? По каким параметрам они выделялись?
25. Что общего и различного в трёх моделях понимания слова?
26. На какие вопросы отвечал Л.В. Сахарный в словообразовательных психолингвистических экспериментах?
27. Опишите его эксперименты и их результаты.
28. Почему грамматика интересна психолингвистике? Какие примеры доказывают наличие словообразовательных и синтаксических моделей в сознании человека?
29. Как (в виде каких единиц) отражается грамматика в языковом сознании личности?
30. Какие два вида темо-рематической структуры текста известны психолингвистике?
31. Что такое коммуникативный фрагмент и коммуникативный контур высказывания?
2. Фонетический уровень языка:
а) на материале примеров из учебника Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка (Изд-е 2-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1986. – С. 283 – 303) определить звукообразы и звукоподражания;
б) привести собственные примеры звукообразов и звукоподражаний в поэзии;
в) на примере стихотворения Б. Ахмадулиной «Грузинских женщин имена» в сб. Ахмадулина Б. Свеча (М.: Издательство «Советская Россия», 1977. С. 10 – 11) рассмотреть примеры использования синестезии, синестетической метафоры;
г) привести свои примеры синестезии в поэзии;
3. Лексико-семантический уровень: вспомнить примеры своих или чужих оговорок; объяснить их механизм и тип.
4.Словообразовательный уровень:
а) привести примеры слов с «ложной» этимологией из повести Н. Лескова «Левша», объяснить их образование и функции;
б) найти примеры потенциальных и окказиональных слов в поэзии В. Хлебникова и А. Вознесенского, объяснить их образование и функции.
5. Грамматический уровень:
а) придумать собственную фразу или текст, аналогичные фразе Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка и рассказу Л. Петрушевской «Пуськи бятые»;
б) путём самонаблюдения над написанием речи на любую тему зафиксировать несколько вариантов одного и того же коммуникативного фрагмента (о коммуникативном фрагменте прочитать в кн. Гаспарова Б.М. Язык, память, образ. – М.: Новое литературное обозрение, 1996. Книга есть в интернете);
в) из лирических отступлений поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» выберите 1–3 предложения, определите в них коммуникативный контур высказывания: ритмомелодику, опорные выражения, лакуны (о коммуникативном контуре высказывания прочитать в кн. Гаспарова Б.М. Язык, память, образ. – М.: Новое литературное обозрение, 1996. Книга есть в Интернете).