ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО УЧИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ

Вопросы нравственности являются предметом исследования как богословских, так и светских наук. В богословии эту область представляют нравственное богословие и соответствующий отдел гомилетики, в светских науках — нравственная философия или этика. Несмотря на единство предмета, богословские науки и этика имеют глубокое различие в своем содержании и исходят из различных начал. Первой особенностью нравственного учительства Церкви является высочайшая авторитетность и истинность ее источников. К этим источникам относятся Божественное Откровение и учение самой Церкви, основанное на многовековом религиозно-нравственном опыте ее членов. Основанные на этих источниках нравственные законы и предписания непогрешимы и являются обязательными для каждого члена Церкви. Второй замечательной особенностью христианского нравоучения является тот факт, что это учение имеет идеальный образец и пример нравственной жизни в Лице Своего Законодателя Господа Иисуса Христа. Во Христе всем верным дан высочайший образец для подражания. Характер Личности Христа всеобъемлющий и всеобщий, эта Личность представляет Собой идеал всех времен и народов. Особенность христианской нравственности заключается также и в том, что она имеет не только истинный закон и идеальный пример, но и благодатную помощь для исполнения этого закона и подражания Идеалу. Это третья особенность христианской нравственности.

Совсем другие характерные черты присущи нравственной философии. Основными ее источниками являются наблюдения, рассуждения и умозаключения различных философов и ученых, то есть знания, приобретаемые силами ограниченного человеческого ума. Поэтому истины нравственной философии имеют не абсолютный, а относительный, гипотетический характер, а ее нравственные нормы и правила — условное значение. Для нравственной философии, несмотря на все усилия человеческой мысли, навсегда остался неразрешимым вопрос о цели и смысле нравственной жизни человека, ибо решение подобных вопросов в недосягаемости безрелигиозного сознания. Не знает этика и истинно нравственного идеала — ни один философ-моралист, ни одна нравственно-философская система не имеет идеального примера для нравственного подражания. В христианстве же в Лице Иисуса Христа не только дан идеальный нравственный пример для подражания, но и показано осуществление этого идеала в жизни бесчисленного сонма святых. Ничего не знают этические учения и о благодатной сверхъестественной помощи. Из вышеуказанных различий нравственного учительства Церкви и этики вытекает необходимость религиозного обоснования учения о нравственности. Любое нравственное учение без религии, причем религии Богооткровенной, какой является христианство, несостоятельно и полно противоречий. При отсутствии высшей цели бытия, какой есть Бог и вечная жизнь, нравственность теряет свою онтологическую основу, а с этой потерей делается зыбким и все общественное благоустроение. «Отрицание веры и обязательного сверхчеловеческого, божественного нравственного закона, — пишет один из христианских мыслителей, — в конце концов, делает тщетною и науку, и культуру, и цивилизацию в смысле общечеловеческого благоустроения и, напротив того, приводит всякое общество, как бы оно по видимому цивилизованно ни было, к разврату, одичанию и гибели. Тем неминуемее такой исход, когда сами науки и цивилизация гордо провозглашают это отрицание как необходимую принадлежность высшего развития, как свой обязательный догмат».

Отрицание религиозных основ нравственности разрушительно в своей идее, ибо никакое общественное устройство, никакой самый высокий уровень цивилизации, как свидетельствует исторический опыт, не способны сами по себе создать для человечества высший нравственный строй бытия. Только заповеди Христа Спасителя дают миру высочайший и непреложный идеал нравственности. Этот идеал, имея божественное происхождение, не подлежит изменению или развитию. Более ста лет назад один из русских мыслителей писал: «Хотя бы современное человечество стало летать по воздуху и добралось до луны, нравственный христианский идеал и тогда, как изначала будет один и тот же». За истекшие сто лет человечество вполне освоило воздушное пространство, действительно достигло луны, проникло в глубочайшие тайны мироздания, но не сумело создать ничего подобного христианскому нравственному идеалу. Напротив, отвергнув христианский взгляд на нравственность, современное человечество погрузилось в глубины безнравственности и развращенности. Только при вере в Бога, во Христа как спасителя мира и Его Евангелие, открывается возможность нравственного устроения как отдельной личности, так и всего человеческого общества, ибо Евангельский нравственный закон —средоточный пункт нравственного бытия человечества.

Нравственность и вера во Христа имеют неразрывную связь. С оскудением истинной веры в обществе неотвратимо падает и нравственность его членов. Наибольшее оскудение веры будет наблюдаться в мире перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» — говорит Спаситель (Лк. 18,8). Следствием этого оскудения веры будет небывалая развращенность нравов. «В последние дни, — повествует слово Божие, — наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3.1-5).

Ввиду взаимообусловленности вопросов веры и нравственности перед церковным проповедником стоит задача раскрытия христианского нравоучения в неразрывной связи с догматическим учением Церкви. Эта истина запечатлена в слове Божием: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» (Ин. 4,24). Учение христианской веры о том, что Бог есть дух, обусловливает, как видно из священного текста, и соответствующую этому вероучению нравственную деятельность человека, основанную на поклонении Богу духом и истиной. Только истинная вера в Бога может быть прочным основанием человеческой нравственности. Всякое другое нравственное основание не состоятельно и не может привести к желаемой цели — высоконравственной жизни.