ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПРОПОВЕДИ
Произнесенное слово — носитель информации, настроения, мысли и чувства. В гомилетической науке вопрос о произнесении проповеди является весьма важным и, по мнению многих гомилетов, решающим. Мысль, выраженная в слове, тем очевиднее и доступнее, если само произносимое слово в большой мере соответствует значению и характеру мысли. Кроме слов, большое значение для слушателей имеют также все внешние действия говорящего. Проповедник, как и всякий человек, для передачи своих мыслей и чувств может использовать не только дар речи, но и жесты, мимику, движения тела и другое внешние приемы и средства. Мысль, выраженная соответствующим образом, является как бы видимой, живой, воплощенной в говорящем. Всю совокупность внешних средств передачи мыслей и состояний души проповедника в гомилетике принято называть произнесением или проповедническим действованием. Гомилетическое учение по данному вопросу в своей основе имеет опыт проповеднического действования св. отцов и выдающихся пастырей-проповедников. Великие благовестники Церкви вошли в историю христианской проповеди не только как творцы глубоко содержательных поучений, но и как замечательные церковные ораторы, посредством произнесения воздействовавшие на все духовные силы слушателей; разум, чувства, волю. Что же делать тем проповедникам, которые имеют довольно скромные дарования в области словесного творчества? Для того чтобы достигнуть определенных успехов в этом виде пастырской деятельности, наша наука предлагает кандидатам священства гомилетические правила относительно техники речи и поведения проповедника на амвоне, которые являются составными частями учения о произнесении проповеди или о проповедническом действовании.