Перестройка и ее историческое значение.


В 1985 году СССР представлял собой типичный пример господства тоталитарного режима в рамках социалистической системы. Естественно, что в такой обстановке не могли сложиться предпосылки, необходимые и достаточные для перехода к демократии.
В западной политологии принято различать экономические, политические и культурно-психологические предпосылки, способствующие становлению эффективной демократии. К экономическим предпосылкам можно отнести высокий уровень индустриализации и определенный уровень благосостояния населения. Согласно теории политолога Лернера, высокий уровень экономического развития, достигнутый в ходе предшествующей политической эпохи, является первичным условием стабильной демократии и всесторонней модернизации общества. Перефразировав Лернера, можно сказать, что чем ниже уровень экономического благосостояния имеет страна, тем меньше у нее шансов для демократизации.
В СССР отсутствовали социально-экономическая основа и соответствующие предпосылки демократии - не было рынка, среднего класса, достаточного экономического развития.
К политическим предпосылкам демократии западные политологи относят признание всеми политическими субъектами "правил демократической игры", под которыми понимаются: признание политической элитой и основной массой граждан страны демократических принципов устройства государства (например, принцип разделения властей в государстве, многопартийность, свобода СМИ и.т.д.), признание политической оппозиции, активное участие граждан в политической жизни страны.
Тоталитарная политическая культура граждан, основывавшаяся на принципах коллективизма, определенности, единства и единообразия, препятствовала возникновению продемократических или хотя бы антитоталитарных взглядов. Для успехов процессов демократизации в СССР необходимо было постепенно менять, трансформировать политическую культуру социализма, которая с точки зрения мировой политологии не подходила для демократии, точно так же как существовавшая экономическая культура, теория и практика социализма не подходили для либеральной экономики.
Перестройка - комплекс реформ, которые были инициированы и претворены в жизнь "сверху".
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕСТРОЙКИ
Руководство страны во главе с Горбачевым поставило перед собой цель вывести общество из прежнего, застойного состояния и повести страну к своеобразно понимаемой демократии. В заявлениях руководства того времени можно выявить три потенциально необходимых для осуществления реформы компонента: аналитический, содержавший критику существующей системы (лозунг гласности), перспективный, объясняющий то, что должно быть сделано (лозунг перестройки) и тактический объясняющий механизмы достижения цели (на различных этапах эту роль играли лозунги "ускорения", "нового мышления" и "демократизации".) Перестройка имела своей торжественно провозглашенной целью не трансформацию системы, а переход к новому, гуманному социализму. Всесторонняя же демократизация должна была затронуть только низшие эшелоны власти. Начавшиеся процессы были направлены лишь на частичное видоизменение прежней политической системы и на сохранение позиций КПСС при господстве несколько модернизированной социалистической идеологии.

Распад Советского Союза фактически был предопределен с самого начала политики перестройки и гласности. Порожденные политической демократизацией общества силы привели к обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. Вокруг планов экономических проблем возникла острая политическая борьба. Непоследовательность в проведении преобразований в период перестройки не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но еще больше его усугубила. Произошел кризис коммунистической идеологии и КПСС, что привело к падению престижа партии в обществе, о чем свидетельствовал массовый выход из нее и результаты социологических опросов. В стране появились политические силы, а затем и партии, оппозиционные к КПСС. Деятельность оппозиционных сил проявилась в издании газет и журналов, проведении митингов.