Проблемы политического и социально-экономического развития СССР в 70–80-е годы ХХ в.

Теоретической основой политической системы, стал курс на "возрастание руководящей роли партии. Возникла ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестнице, необходимо было иметь билет- члена КПСС.
В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. - конституции союзных республик. В этих конституциях законодательно укреплялась руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось.
Рядовые коммунисты практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе, решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей "от отца к сыну"), ставшая, руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.
В середине 70-х гг. в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 г. он совместил пост генсека, с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство.

В самых высших кругах распространялись взяточничество и коррупция.

Рост правящего номенклатурного слоя, исповедующего двойную мораль, усиление административных методов управления вызвало к жизни движение диссидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой политической системы, в защиту прав человека.
Диссидентов арестовывали, судили за "антисоветскую деятельность". Но движение правозащитников ширилось. В нем можно выделить три основных направления:
1. Марксистское - считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско - ленинских положений. Ставили задачу "очищения социализма».
2. Либерально - демократическое (А.Д. Сахаров) - проповедовали принцип "конвергенции, сближения и последующего слияния двух систем. Необходимо взять все лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и в социальных системах Запада и Востока.

3. Национал - патриотическое (А.И. Солженицын) - выступали со славянофильских позиций. Считали, что марксизм и революция - совершенно чужды русскому народу. Образцом для России полагали государственное устройство, существовавшее даже не до октября, а до февраля 1917 г.
С 1975 г. начался следующий этап диссидентского движения, который можно назвать "хельсинкским». Участники его ставили задачу, следить за строгим выполнением хельсинкского соглашения по правам человека, подписанного СССР в 1975 г. Были созданы группы содействия выполнению соглашений. Для борьбы с правозащитным движением, было создано пятое Главное управление КГБ. За протест против введения советских войск в Афганистан был сослан в Горький А.Д. Сахаров. К 1984 г. диссидентское движение было разгромлено.
В сентябре1965 года проведена реформа управления промышленностью. Была принята новая система "планирования и экономического стимулирования». С одной стороны, ликвидировались совнархозы и вновь возрождались отраслевые министерства. С другой стороны, значительно расширялись права самих предприятий, возрастала их экономическая самостоятельность.
В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько, расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства.
Эти реформы дали положительный эффект, но кардинального улучшения не произошло. Основной причиной неудачи реформ стало излишняя централизация управления, сопротивление самой административно бюрократической системы.
С одной стороны экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производству тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было налицо. Наблюдалось падение темпов экономического развития. Советская экономика стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники.

Начинается период, вошедший в историю, как период разрядки международной напряженности.
В 70-е годы был подписан ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972 г.- Договор между СССР и США «об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)»; Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 1973 г.- Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г.- договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др.).
Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г.- четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым, был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы.
Неоднозначно, развивались отношения и с социалистическими странами. В 1969 г., отношения СССР с Китайской Народной Республикой обострились до такой степени. что это привело к вооруженным столкновениям на границе.
В конце 60-х годов правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательное внедрение элементов рыночной экономики, пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки "социалистического пути развития». Это вызвало резкое недовольство руководства СССР. В 1968 г. в Чехословакию были введены объединенные вооруженные силы Варшавского Договора.
Начало резкому обострению международной обстановки, положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г., для оказания интернациональной помощи афганской революции. Это решение было воспринято на Западе, как отказ от разрядки.

В условиях усиления противостояния двух социально-экономических систем: капиталистической и социалистической. Президент США Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Гонка вооружений в СССР и США - набирала новый виток.