Реформы 60–70-х гг. XIX в. в России.

Цель этих реформ – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьяне получили личную свободу. После отмены к.п. возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения. Это были выборные органы из представителей всех сословий. Они были лишены политических функций, сфера их деятельности ограничивалась исключительно вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной властей. Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах городские думы по аналогии с земствами. Они занимались благоустройством города и торговлей.
Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Теперь в судебном процессе участвовали прокурор, адвокат и присяжные. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие – в окружном. Особо важные государственные и политические преступления разбирались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.
Поражение в Крымской войне показало на необходимость военной реформы. Необходимо было создать постоянную, подготовленную и хорошо снаряженную армию. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. В 60-х годах началось перевооружение армии. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Улучшилась система управления вооруженными силами. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
Реформы в сфере образования и печати. В 1864 г. были переизданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Возникли разные виды школ, разные виды гимназий, в которые принимали дети всех сословий, способных внести плату за обучение. В 1863 г. новый устав вернул автономию университетам. В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.
Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели.