Хозяйственный строй Киевской Руси в IX – XI вв.

 

После разгрома печенегов водный торговый путь вновь был свободен. Несмотря на периодические кризисы в отношениях с Византией, торговля процветала, что способствовало увеличению богатства Киевской Руси, дальнейшему развитию товарно-денежных отношений и усложнению социально-экономической структуры общества. Это нашло отражение в первом законодательном акте Древнерусского государства - в Русской Правде. Считается, что начало этому документу положил Ярослав Мудрый в 1036 году.

Русская Правда дает представление о сословной и экономической дифференциации общества в Киевской Руси. Сословное деление происходило в зависимости от отношения данного лица к князю: те, кто лично служили князю и входили в его дружину, назывались княжьи мужи. Эти служилые люди составляли высшее привилегированное сословие, с помощью которого князья правили и обороняли свои владения от врагов. Человек, убивший княжьего мужа, должен был заплатить двойной штраф (двойную виру). Остальное свободное неслужилое население – люди или простые люди – делились на два сословия: горожане, которые платили налоги с промыслов или торговли и жители сельскохозяйственных областей – смерды, которые платили дань. За смерть людина взималась вира. Несвободное население составляли холопы. Холопы не являлись сословием: холопы не платили князю подати, за смерть чужого холопа не взималась вира, а нужно было его хозяину возместить убытки. Убийство своего холопа вообще не наказывалось. Таким образом, юридически положение холопа приближалось к рабству.

Кроме сословного деления, в Русской Правде можно увидеть экономическую дифференциацию общества. В высшем сословии служилых людей происходило разделение на крупных, средних и мелких землевладельцев. Крупные землевладельцы стали называться боярами. Неслужилое сословие тоже начинает делиться на различные социальные группы. Самую большую группу составляли смерды – свободные люди, жившие на княжеской (государственной) земле. Они имели свой дом и обрабатывали землю своими орудиями труда.

Другую группу составляли сельские рабочие. Это могли быть младшие сыновья смерда, которым не хватило места в отцовском хозяйстве, смерды, разорившиеся в результате пожара, неурожая и т.д. Они селились на землях крупных земельных собственников, получали ссуду от хозяина в виде семян, орудий труда, скота. Эти люди называются в Русской Правде наймитами или ролейными закупами. Здесь стоит отметить, что, если в высшем сословии мы наблюдаем только экономические различия: больше или меньше богатства, земли, то в среде простых людей экономическое неравенство становится основой юридического неравенства: обедневший смерд, который вынужден взять ссуду у землевладельца и затем работать на его земле и отрабатывать ссуду, превращается из свободного в зависимого. Зависимость состоит в том, что крестьянин не может уйти от хозяина, не отдав ему долг, а накопить и отдать долг было достаточно сложно. Кроме того, зависимость выражается в том, что: 1) хозяин пользовался правом телесно наказывать своего закупа; 2) на суде закуп мог быть свидетелем только в незначительных тяжбах и только в случае нужды, когда не было свидетелей из свободных лиц; 3) закуп сам не отвечал за некоторые преступления, например за кражу: за него платил пеню хозяин, который за это превращал его в полного своего холопа. Но, если закупу удавалось выплатить долг, он мог без всяких препятствий уйти от хозяина и снова становился свободным.