ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998г. «Об утверждении положения по ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ» к основным правилам и требованиям к ведению бухгалтерского учета относятся следующие:

- организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации;

- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно;

- все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Порядок применения и оформления первичных документов учета регулируется следующими нормативными актами:

1. Законом РФ от 21.11.1996 № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» определена возможность создания самой организацией первичных документов и порядок их утверждения( ст.6), а также основные требования по применению и оформлению первичных учетных документов ( ст.9).

2. «Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в Российской Федерации», утвержден­ным приказом Минфином РФ 28.07.98 г. № 34н.

3. «Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержден­ным приказом Минфином РФ 29.07.83 г. № 105.

4. Постановлениями Госкомстата России по утверждению унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, которые касаются:

- учета труда и его оплаты (Постановление Госкомстата России от 06.04.2001 № 26);

- основных средств и нематериальных активов, материалов (Постановление Госкомстата России от. 21.01.2003 № 7);

- учета кассовых операций и результатов инвентаризации (Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88);

- по учету торговых операций (Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132);

- по учету про­дукции, товарно-материальных ценностей в местах хра­нения (Постановление Госкомстата России от 09.08.1999 № 66).

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа (формы), код формы;

- дату составления;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с изложенными выше требованиями. В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.