Предпринимательство в сфере железнодорожного транспорта в России в XIX в.
Инициатива введения нового вида транспорта, связанного с огромными капиталовложениями и самыми передовыми научно-техническими достижениями того времени, принадлежала предпринимателям и ученым-изобретателям, нередко совмещавшим в одном лице оба вида деятельности.
В первые десятилетия XIX века на казенных и частных горных заводах предпринимались попытки введения рельсового транспорта с конной и паровой тягой. Первыми предпринимателями в этой области были Фролов и Черепановы.
Не без влияния железнодорожного бума в Англии, в России к середине 30-х годов выдвигается ряд коммерчески обоснованных, сравнительно легко осуществимых проектов строительства отдельных железнодорожных линий.
Имевшиеся противоречивые соображения повлияли на принятие осторожного решения о дозволении Герстнеру строительства в качестве первого опыта лишь небольшой по протяженности линии. Так, осенью 1837 г. было открыто движение на Царскоселькой железной дороге, учредителями которой являлись в основном иностранные предприниматели.
Московско-Нижегородская ж.д. строилась по проекту нижегородского предпринимателя А.А. Вонлярлярского.
При строительстве С-Петербурго – Московской ж.д., открытой в 1851 г., было характерно ограниченное привлечение отечественных предпринимателей.
Начало эпохе «железнодорожной лихорадки» положило предприятие П.Г. фон Дервиза по строительству в 1866 г. Рязанско-Козловской ж.д., принесшее ему фантастическую прибыль. В железнодорожном строительстве приняли участие члены царствующего дома и титулованная знать, государственные чиновники и отставные военные, юристы, дворянство и купечество. Только за 1866 – 1870 гг. было образовано 34 акционерных общества – это почти втрое больше, чем за весь предшествовавший период железнодорожного акционерного учредительства.
Пользуясь самой высокой поддержкой, представители железнодорожного бизнеса превратились в могущественный клан в среде российских предпринимателей. Среди них особенно выделялись С.С. Поляков, П.И. Губонин, В.А. Кокорев, И.С. Блиох, барон Л.Л. Кроненберг, П.Г. фон Дервиз, К.Ф. фон Мекк и др.
В целом правительственная поддержка может считаться важной характеристикой процесса становления и развития российского предпринимательства.