Законодательное регулирование предпринимательской деятельности

Правовые нормы в области торговли и промышленности

1. Введены налоговые льготы для отдельных категорий предпринимателей, торгово-промышленных и кредитных обществ.

2. Не разрешалось совмещение государственной службы, монашества и предпринимательской деятельности.

3. Предпринимательской деятельностью не могли заниматься подростки в возрасте до 17 лет.

4. Предпринимательская деятельность могла осуществляться как в виде единоличного частного предприятия, так и форме компании (полные товарищества и на вере, акционерные компании).

5. Введены правила учреждения и осуществления предпринимательской деятельности (например, все компании обязательно должны иметь свой устав, особые правила работы свеклосахарных, табачных фабрик, типографий, золотодобывающих, нефтяных предприятий и др.).

6. Появление первых законов, связанных с охраной окружающей среды.

7. Введены поощрительные меры основателям промышленных предприятий: освобождение от уплаты гильдейских пошлин на 6 лет, налоговые льготы. В результате в западных губерниях возникли крупные текстильные предприятия.

8. Заводчики и фабриканты могли закрепить за собой исключительное право пользования изобретениями или техническими усовершенствованиями.

9. Предприятия должны иметь название и товарный знак, указываемые на всей продукции.

10. Обязательное клеймение и выверка всех мер и весов каждые три года.

11. Введены правила ведения делопроизводственной документации (обязательное ведение товарной, кассовой, расчетной и особых книг).

12. Каждый хозяин предприятий должен был заключить письменный договор в письменной форме со всеми рабочими.

13. Утверждены положения по труду (отдых наемных рабочих, работа магазинов не более 12 часов в сутки, запрещена торговля в воскресенье и другие церковные праздники и др.).

14. Введена продажа товаров в рассрочку.

15. Предусматривалась уголовная ответственность предпринимателей за отдельные виды правонарушений (пренебрежение заполнением отчетности, нарушение природоохранных мер, подделка товарного знака, ведение предпринимательской деятельности без разрешения правительства и др.).

Регулирование в сфере кредита и страхования

По русскому праву коммерческие и городские общественные банки, банкирские заведения и общества взаимного кредитования считались теми учреждениями, которые помогали торговле и промышленности. Порядок их образования и функционирования регулировался Уставом кредитным, который включал в себя около 10 нормативных документов (Устав о государственных долгах, Устав сберегательных касс, Положение о ссудных казнах и др.).

При образовании новых земельных акционерных банков, предоставляющих ипотечное кредитование, организаторы должны были соблюдать условие, по которому не допускалось совместное существование в одной и той же губернии более двух ипотечных заведений.

В течение длительного времени российское законодательство являлось главным тормозом в формировании системы мелкого кредита. Только в конце XIX в. было разрешено создавать кредитные товарищества, судо-сберегательные товарищества и кассы, а также сельские, волостные, станичные банки и кассы, которые имели цель предоставление кредитов «малодостаточным лицам». Обеспечением кредита служило личное доверие, поручительство и залог продуктов сельского хозяйства и инвентаря.

В начале XX в. были введены существенные новшества:

· главная цель – обеспечение необходимыми денежными средствами на банковских началах сельских хозяев, землевладельцев, ремесленников, промышленников и их объединений;

· кассы и кредитные товарищества имели право посредничать при оборотах, в том числе при покупке необходимых для хозяйства предметов, а также при продаже продуктов производства;

· учреждения мелкого кредита могли принимать денежные вклад и заключать займы и т.д.

Страховое дело в России строго регламентировалось и регулировалось гражданскими Законами. Страховые организации создавались только в форме акционерных компаний. Надзор за их деятельностью возлагался на Особое присутствие по делам страхования и противопожарных мер при Совете по делам местного хозяйства МВД.

Эволюция системы налогообложения

В конце XIX – начале XX вв. в правящих кругах России окончательно возобладала идея о необходимости перехода к прогрессивно-подоходному налогообложению.

Россия выбрала для себя путь медленной эволюции в этом направлении через создание и усовершенствование системы реальных прямых налогов при одновременном развитии элементов обложения, основанной на оценке всей хозяйственной деятельности конкретного плательщика.

При Александре II были введены такие налоги, как земской сбор, государственный поземельный налог и налог с торговли и промышленности.

80-е годы XIX в. – переломная эпоха в русском поданном деле:

1. Произошла постепенная отмена подушной подати, соляного налога и снижение выкупных платежей.

2. Увеличились проценты с поземельного налога и земских сборов, а для городских недвижимых имуществ расширился контингент объектов обложения.

3. Введены дополнительные сборы с торговли и промышленности:

· процентный – с чистой прибыли всех крупных заведений;

· раскладочный – для предприятий, не обязанных заполнять публичную отчетность.

4. Введен 5%-ный сбор на доходы от процентных бумаг.

В 1885 – 1898 гг. появилась серия узаконений, направленных на увеличение доходов казны от промыслового налога путем расширения области применения дополнительного процентного и раскладочных сборов.

В 1903 г. правительство сделало новый шаг в сторону прогрессивно-подоходного обложения, установив сборы с личных вознаграждений (квартирный налог, сборы с жалованья и пенсий).

В целом, тяжесть налогового бремени падала на необеспеченные слои в то время, как имущие классы продолжали платить относительно и абсолютно малые суммы на общегосударственные расходы.