Репортаж: от констатации до аналитики

Репортаж – информ.жанр, кот. достоверно, выразительно и динамично рисует картину события через непосредственное восприятие на месте действия и создающего «эффект присутствия» для читателей.

Специфика: пишется только с места события, отражаемое событие обязательно должно содержать элемент новизны, от начала до конца пронизан авторским «Я».

Сама газетная практика определила видовое деление жанра:

Оперативный: автор, отражая событие, сообщает читателю о том, что видел и слышал; динамично развертывая общую панораму события. Рассказ идет от первого лица, выразительно и недвусмысленно фигурирует авторское «Я».

Две тенденции:

строго придерживаться естественного хода события, точно фиксировать и отображать факты;

создавать связанную сквозным действием беспрерывную серию рисунков – переносить читателя на место события.

Синтезированный: соединяет элементы разных жанров: могут использоваться функциональные приемы и выразительно-изобразительные средства всех жанровых форм – информационных, аналитических, худ-публицистических. В основу текста ложится сквозное оперативное отражение события.

Репортаж может иметь критическую направленность (подходит синтезированная форма – при фиксации негативных моментов возникает необходимость разобраться в их сути, дать комментарий, оценку).

В Р. нет места вымыслу. Те Р., в которых авторы, отражая событие, сообщают читателю о том, что они видели и слышали, можно назвать оперативными. Оперативный репортаж как бы ведет читателя по основным ступенькам события, динамично развертывая его общую панораму. Синтезированный репортаж - на репортажной основе соединены элементы разных жанров. В синтезированном Р. могут использоваться функциональные приемы и выразительно-изобразительные средства всех жанровых форм - информационных, аналитических, художественно-публицистических, но в основу текста должно ложиться сквозное оперативное отражение события. Для работы над Р. нужно знать о предстоящих событиях.

Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж -из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа в газете. Специфика Р. проявляется и в его стиле - эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности - яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».