Виды литературно-художественной критики и принципы анализа произведений искусств.

Виды: субъективная и нормативная (догматическая).

Условия объективности критического анализа:

1. почувствовать каким масштабом жизненной правды нужно мерить конкретное произведение, и в какую систему объемной правды его можно вписать;

2. для самого себя искать более обширную систему координат, чем предполагает исследуемое явление – чтобы не сместить истинные пропорции изображаемого.

3. проверка практикой: выяснить, насколько основательны те эстетические законы, которые провозглашает и из которых исходит критик.

4. осознание места данного явления в общем художественном процессе или творчестве конкретного художника.

5. диалектика субъективного и объективного: оценка явлений искусства больше тяготеет к объективному, склонна к общепринятому месту в художественном процессе; анализ же больше тяготеет к субъективному, ибо должен открыть новое, увиденное именно этим критиком.

Объективность анализа – это синоним научности. На базе анализа аргументируется оценка, содержащая ясный социальный подход к искусству и действительности. Объективизм – позиция противоположная объективности, не принимающая в расчет значение субъективности в художественном процессе.

Субъективность – личностное отношение к художественным явлениям и их качествам. Субъективизм – своеволие критических выводов и оценок, происходящее от игнорирования объективных критериев анализа.

Анализируя, критик с субъективистских позиций устанавливает объективные законы процесса. Поэтому диалектика внутреннего единства объективных и субъективных начал в критической деятельности проявляется на всех ее этапах.